Рудаль абу Абдуль-Вахид: Шейх Мухаммад ибн Ибрахим аль-Мисри. Дела – лучшая похвала

 

dela - pohvala

Скачать файл (.pdf)

 

بسم الله الرحمن الرحيم

С Именем Аллаха (Единственного Божества, достойного поклонения), ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милующего).

Поистине, вся хвала принадлежит только Аллаху, Его Одного мы восхваляем и у Него Одного просим помощи, и к Нему Одному прибегаем от зла наших душ и скверных деяний. Тот, кого Аллах поведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а тот, кого введет в заблуждение, того никто не наставит на путь истины. Свидетельствую, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад раб Аллаха и Его посланник, а затем:

Поистине самое правдивое сообщение – это Писание Аллаха, а самый лучший путь – путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а самые худшие деяния – это нововведения (в религии), и каждое нововведение – это бид’а, и каждое бид’а – заблуждение.

Сказал Имам Мухаммад ибн Сирин: «Поистине это знание – религия, так смотрите же от кого вы берете вашу религию!» (Сахих Муслима, 5-й раздел).

Представляем вашему вниманию перевод на некоторые рекомендации и похвалу  ученых в адрес уважаемого шейха Мухаммада ибн Ибрахима аль-Мисри, да сохранит его Аллах, а также наличие у него цепочек передач хадисов и религиозных сообщений и посланий.

Часть первая. Похвала и рекомендации ученых в адрес шейха Мухаммада ибн Ибрахима аль-Мисри.

Мекка и Медина.

Однажды шейха Мухаммада ибн Ибрахима спросили о его биографии и наличии у него тазкий (рекомендаций) от учёных, на что он ответил по окончании урока: «Кто желает, может уйти».  Затем, обратившись к одному из присутствующих на уроке, сказал: «Это ты написал вопрос (о тазкиятах)?… Хорошо, я отвечу тебе, но против своей воли и не желая этого[1]». Далее шейх упомянул о своей биографии, что еще с раннего возраста он начал свое обучение. Его отец работал в Саудовской Аравии, в связи с чем ему посчастливилось проходить обучение также в школе страны таухида. Родители посещали уроки в мечетях двух святынь (Мекки и Медины), и он присутствовал вместе с ними на этих уроках, вся хвала при этом принадлежит только Аллаху. «И не было такого периода времени в моей жизни, – говорит шейх, – чтобы я проводил его вне требования шариатского знания, если только в возрасте грудного кормления». Первое, что он выучил еще с раннего детства, это Священный Коран и сорок хадисов Хафиза ан-Навави, и читал Коран различным устазам в Мечети аль-Харам (в Мекке) и Мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (в Медине). Будучи взрослым, шейх периодически приезжал в Саудовскую Аравию и посещал некоторые уроки шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана, а также шейха Салиха бну Мухаммада ал-Люхайдана, да сохранит их Аллах. Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да укрепит его Аллах, считает своим шейхом и даже называет своим, так сказать религиозным отцом, выдающегося учёного Роби’а ибн Хади аль-Мадхали, уроки которого он начал посещать с регулярностью еще около восемнадцати лет назад. Он слышал от шейха Роби’а «Шарху с-Сунна аль-Барбахари» и много других книг, также комментарии к «Сахиху аль-Бухари» и «Сахиху Муслима», сделал перед шейхом Роби’а на начало этих достоверных сборников хадисов тахридж  (вывод хадисов с упоминанием имен передатчиков и их биографий), а также на «аль-Муаттоъ» Имама Малика бну Анаса и на «Манзумату аль-Байкуния» и многое другое, впоследствии чего шейх Роби’ аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, дал ему иджазу – разрешил ему передавать все свои марвияты (сообщения) и преподавать все его книги, послания и аудио лекции (смотрите ниже фотокопию тазкии):

tazkiya shiekh Muhammad ibn Ibrahim

На этой рекомендации шейх Роби’ бну Хади бну ’Умейр аль-Мадхали разрешает шейху Мухаммаду бну Ибрахиму аль-Мисри, да поддержит его Аллах, передавать все марвияты шейха Роби’а и преподавать все его письменные и звуковые труды, касающиеся Книги Всевышнего Аллаха, а также толкования  Корана и хадисов как «аль-Уммухату с-ситта» (аль-кутубу с-ситта или шесть сборников хадисов: «Сахих аль-Бухари», «Сахих Муслим», «Сунану ат-Тирмизи», «Сунану абу Давуд», «Сунану ан-Насаи» и «Сунану бну Маджа») и других достоверных хадисов и цепочек передач, словарей, книг, статей и так далее. Также разрешает преподавать книги, касающиеся наук хадисоведения, вероубеждения, единобожия и фикха. Данная иджаза была подписана шейхом Роби’ом 24 числа месяца Джумада сания от 1430 года. Это разрешение шейха вовсе не основано на одной или двух встречах, оно заработано шейхом Мухаммадом бну Ибрахимом, да сохранит его Аллах, на протяжении многих лет усердии в требовании знаний и чтении книг перед выдающимся шейхом саляфии нашего времени Роби’ом аль-Мадхали. К примеру, приведем некоторые марвияты: разрешение на передачу книги абу Амра ’Усмана бну Са’ида ад-Дани «ас-Сунану ль-Варидату фи ль-Фитан», полученное напрямую от шейха Роби’а, который передает от шейха ’Алима д-Дина аль-Бинкали аль-Асари, да смилуется над ним Аллах, от Мухаммада бну ’Абду ль-Джалиля ас-Самруди от Бадру д-Дина аль-Хасани, цепочка передачи которого восходит к аль-Кады Рияд бну Муса ас-Сабти от Ахмада бну Мухаммада аль-Хауляни от Имама абу ‘Амра ’Усмана бну Са’ида ад-Дани аль-Андалуси (который был упокоен в 444 году по хиджре); а также разрешение на передачу книг выдающегося ученого муджаддида Мухаммада бну ’Абду ль-Ваххаба (имеются у шейха в наличии несколько цепочек передач на его книги, одна из которых следует далее), полученное от шейха Роби’а аль-Мадхали и от 1) шейха Мухаммада бну ’Абду р-Рахмана ибну Исхака ибну ’Абду р-Рахмана бну Хасана бну Мухаммада бну ’Абду ль-Ваххаба от 2) шейха Мухаммада бну Фариса от 3) шейха ’Абду р-Рахмана бну Хасана (который является автором шарха «Фатху аль-Маджид» на книгу Единобожия) бну Мухаммада бну ’Абду ль-Ваххаба от шейха ль-Ислама Мухаммада бну ’Абду ль-Ваххаба (от шейха Мухаммада бну Ибрахима до шейха Мухаммада бну ’Абду ль-Ваххаба, как видно, всего три посредника).

Шейх Мухаммад бну Ибрахим, да сохранит его Аллах, также посещал уроки шейха ’Абду ль-Мухсина аль-’Аббада, да сохранит его Аллах, и посещал и учился у других шейхов Саудовской Аравии, в том числе у него есть разрешение на передачу сообщений, которые восходят к шейху аль-Альбани через одного посредника.

Йемен.

В Йемене шейх Мухаммад бну Ибрахим, да сохранит его Аллах, присутствовал на уроках различных саляфитских шейхов, особенно в Даммадже. Представляем вам рекомендации некоторых ученых Йемена: ученый шейх Яхйа аль-Хаджури, да сохранит его Аллах, неоднократно хвалил (на основе знания о положении Мухаммада бну Ибрахима и о его знаниях и манхадже): «Я слышу о Мухаммаде бну Ибрахима все больше блага», или другие слова: «Я говорю: учитесь у нашего брата Мухаммада бну Ибрахима, (я говорю это) из расчета того, что я знаком с его посланиями, а также видел его и слышал его речь как саляфитскую, вся хвала только Аллаху».

Шейх Мухаммад бну Хизам аль-Ба’дани и шейх Джамиль бну ’Абдах Кайид ас-Саляви также рекомендуют учиться в Мисре у шейха Мухаммада бну Ибрахима, да сохранит их всех Аллах.

Египет.

Шейх посещал уроки шейха Мухаммада бну ’Абду ль-Ваххаба аль-Банна, будучи в Саудии, и когда тот посещал Миср (свою родину), шейх Мухаммад бну Ибрахим , да сохранит его Аллах, присутствовал на его уроках, в последний раз это было в 1425 году. «Тогда, – говорит шейх, – саляфиты  и те, кто причислял себя к саляфии, посещали этого выдающегося и уважаемого шейха Сунны Мухаммада бну ’Абду ль-Ваххаба аль-Банна, да смилуется над ним Аллах. Однако мы тогда не слышали и не видели среди них (ни из числа саляфитов, ни из числа тех, кто притязает на то, чтобы быть саляфитом) ни Мухаммада Са’ида Расляна, ни Хишама аль-Бияли, ни Захрана, ни Хашиша, ни Сухаджа . . . »

Шейх учился и у ряда других шейхов в Мисре, одним из которых был Мухаммад ’Амр ибн ’Абду л-Латыф, в то время его считали саляфитом, которого хвалил шейх Мукбиль. Шейх Мухаммад бну Ибрахим, да сохранит его Аллах, учился у него науке хадисоведения, однако впоследствии Мухаммад ’Амр ибн ’Абду л-Латыф впал в противоречия саляфитскому манхаджу.

Также шейх Мухаммад бну Ибрахим получил ряд иснадов (цепочек) и иджаз со стороны женщин из числа обладающих знанием, прежде всего от своей матери и других женщин. Он получил от них разрешение на передачу религиозных сообщений через их сыновей или других посредников мужского пола.

Часть вторая. Отведение сомнений относительно шейха Мухаммада бну Ибрахима аль-Мисри

  • По причине молодости шейха и не достижения им еще сорокалетнего возраста некоторые братья не воспринимают шейха всерьёз, неверно аргументируя свое мнение на хадисах, подобных хадису от абу Умайя аль-Джумахи, который сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был спрошен о признаках часа, на что он ответил: «Поистине из его предзнаменований то, что знание будут искать у «асагир» (младших или малых)» (хадис приводит ат-Табари в «аль-Кабир», в 22 т. под номером 908, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса, см. «Сахиху ль-Джами’» под номером 2207). Но как необходимо понимать это предание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует? Так как его понимали праведные предшественники нашей уммы. Сказал Ну’айм: «Было сказано ибну ль-Мубараку: «Кто такие «асагир» (малые)?» На что он ответил: «Которые говорят на основе своего мнения (а не основе доказательств из Корана и Сунны), а что касается младшего (в годах), который передаёт (сообщение) от старшего, то он вовсе не малый» (см. «Джами’у баяни ль-’ильми ва фадлихи» Хафиза Юсуфа бну ’Абду Ллаха бну Мухаммада бну ’Абду ль-Барра аль-Куртуби, первое издание издательства «Муассасату ар-рисаля наширун» г.Дамаск, 1433 г., стр.: 208). «Сказали (саляфы нашей уммы): «Невежественный является младшим (в религии), даже если он достиг пожилого возраста, а знающий – старшим, даже если он еще молод» (там же на стр. 210). Поэтому давайте обратим внимание не на возраст шейха Мухаммада бну Ибрахима, да сохранит его Аллах, а на его знание и то, что он передает сообщения от больших, цепочки передач которых восходят к великим имамам. В связи с чем, его молодость нисколько не умаляет его достоинство, напротив, знания, уже приобретенные им в этом возрасте, только увеличивают его почет, вся хвала при этом принадлежит Единственному Аллаху.
  • Шесть лет назад шейх Роби’ принял у себя дома гостей из Египта, среди них был шейх Мухаммад бну Ибрахим аль-Мисри. Шейх Роби’ сделал ему прилюдно наставление, как это делает отец своему сыну, затем, как обычно, принял от него на второй день чтение книг, после чего предоставил ему иджазу – разрешение на передачу своих трудов. Спустя некоторое время на «саляф-форуме» распространили слова Халида ’Усмана аль-Мисри, которые несут в себе следующий характер: якобы шейх Роби’, да сохранит его Аллах, погорячившись, отругал шейха Мухаммада бну Ибрахима во время той встречи и советовал в дальнейшем оставить его (как обычно оставляют нововведенцев), и чтобы смягчить свою вину за резкое порицание, одарил его почётной тазкией. По их словам, выходит так, что в первый день своего приема гостей шейх Роби’ прилюдно бранил и чуть не вывел из Сунны своего ученика Мухаммада бну Ибрахима, а на второй день дарует ему тазкию и иджазу на передачу всех своих марвиятов и религиозных трудов.
  • Или они скажут, что шейх Роби’ аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, отказался от этой тазкии в адрес шейха Мухаммада бну Ибрахима. Возможно, шейх Роби’ и порицает Мухаммада бну Ибрахима, но он порицает на самом деле не истинный облик Мухаммада бну Ибрахима, о котором мы сейчас повествуем, а тот искаженный облик, который преподносят шейху Роби’а, якобы Мухаммад бну Ибрахим такой-то такой-то или сказал то-то и то-то, сделал то-то и то-то, чего нет в действительности (Аллаху ль-Муста’ан, только к Аллаху мы прибегаем за помощью, ибо нет силы и мощи, кроме как с Аллахом). Или обвиняют его в хаддадии без единого на то веского довода, аргументируя своё обвинение тем, что Мухаммад бну Ибрахим якобы порочит учёных, пренебрегает ими, но где у них довод на это? Шейх Мухаммад бну Ибрахим считает шейха аль-Альбани наилучшим учёным последнего столетия, защищает его, шейха Роби’а и других учёных, несмотря на то, что шейх Роби’ бранит его (смотрите статью «Иман – слово и дело, восходящие к небу», в которой приводятся его слова защиты в адрес выдающегося учёного шейха Роби’а аль-Мадхали с применением этики по отношению к нему и без излишнего возвеличивания шейха Роби’а, то есть в соответствии с манхаджем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что есть защита истины в отношении учёного, а не защита самой личности. Также смотрите там – каково понимание определения имана у хаддадитов и каковы их признаки, чтобы знать – кто такие хаддадиты и каков их манхадж (ahlulhadis.com/rudal_rabi_juhani/). Шейх Мухаммад бну Ибрахим, да сохранит его Аллах, порицает хаддадитов, начиная с Махмуда Хаддада, Фалиха аль-Харби и заканчивая ’Абду ль-Хамидом аль-Джухани. Если же он и порицает кого-то, то порицает на основе доводов, а не на основе невежества и страсти, как это присуще причисляющим себя к саляфии (прибегаем от этого к Одному Аллаху).

Заключение

Известно, что шейх Роби’ аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, написал послание несколько лет назад в Египет для саляфитской молодежи, в котором говорится, что он многим дал свои тазкии (рекомендации), однако «Лучшая тазкия, – говорит, – это дела человека» (под делами подразумевается прежде всего соответствие Сунне этих дел и манхаджу саляфов, а не только благие нравы и добродушие).   О братья (если вы действительно следуете за доводами), давайте взглянем беспристрастно, оставив  все личное и накопившееся в душе, на знания того, кого похвалили, и на его дела и образ жизни, и мы непременно увидим, что шейх Мухаммад бну Ибрахим, да сохранит его Аллах, был похвален не за внешность и не за личные качества, а именно за знания, которые он приобрел по милости Аллаха, и, имея знакомство с ним, увидим, что его деяния соответствуют его тазкии, так как он в своём призыве придерживается того же, чего придерживается его учитель шейх Роби’ – оба они призывают к Исламу и Сунне дозволенными шариатом методами. Шейх Мухаммад бну Ибрахим, да сохранит его Аллах, призывает к Единобожию в поклонении и осуществлению этого в соответствии с Сунной, его дела и образ жизни соответствует тому, что он говорит на своих уроках и пишет в своих посланиях, даже его уроки по фикху построены на таухиде и порицании ширка и того, что может привести к ширку. Он борется всевозможными силами в рамках дозволенного шариатом с многобожием, многобожниками и причинами, приводящими к ширку, а также с нововведением, нововведенцами и причинами, приводящими к бид’а, совершенствуя, таким образом, свое Единобожие в поклонении. К примеру, он призывает к хиджре – переселению из стран неверия и многобожия, если мусульманин не в состоянии там проявить открыто свою религию, что противоречит крайним мурджиитам, в то же время не делает такфир тем, кто отказывается совершать хиджру, как это делают крайние хавариджи. Он считает запрещенными демократические выборы, так как демократия – это куфр (политическая система, выдуманная людьми, а мы принимаем только шариатскую систему правления, установленную Аллахом), а интихабаты (выборы) составляют часть демократической системы, и в то же время он не принимает ни малейшего участия в выборах и предвыборных кампаниях, как это присуще ихвановцам и многим причисляющим себя к саляфии, вместе с этим, он не выносит такфир тому, кто участвует в выборах и не правит государством в соответствии с шариатом Аллаха, если он не считает эту демократию дозволенной и не ставит её выше Закона Всевышнего Аллаха, если же считает её дозволенной (даже будучи непричастным к политической деятельности), то он впадает в большой куфр, выводящий его из Ислама. Этим шейх Мухаммад бну Ибрахим, да сохранит его Аллах, отличается от двух заблудших сторон и занимает центральную позицию Ахлю с-Сунна уа ль-Джама’а, так как другие стороны имеют другой манхадж в этом вопросе. Одна из сторон считает запрещенными выборы, но косвенно принимает участие в них, другая сторона (хавариджи или их последователи) выносят такфир (обвинение в неверии) всякому, кто не руководствуется тем, что ниспослал Аллах, независимо от того, считал он дозволенным эту демократию или нет. Шейх Мухаммад бну Ибрахим считает запрещённым создание изображений живых существ, будь то ручным рисованием или посредством фото- и видео-аппаратов, согласно тому, на чем были и есть выдающиеся учёные нашего времени:

1) Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал: «Мы говорили и продолжаем говорить, что создание фотографических изображений (живых существ, включая видео) гораздо хуже изображений, сделанных рукой, потому, что на протяжении многих лет именно человек вложил в это немалое усердие, чтобы освоить это дело, и потому, что нажатие кнопки выводит изображение, являющееся более сильным уподоблением Аллаху в творении (нежели рукописное изображение). Субъхана Ллах!» (слушайте: «Сильсиляту ль-худа в ан-нур», кассета №360, начиная с 36 мин.)  и говорит шейх аль-Альбани: «Тот (из учёных и проповедников), который показывается на экране телевидения (и призывает других к Исламу), похож на того учёного, который не действует в соответствии с тем, что он знает, – подобен светильнику, который, сжигая самого себя, освещает другим, – затем он упомянул хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Учёный, не действующий в соответствии со своим знанием, подобен светильнику, сжигающему самого себя и освещающему другим» («Сильсиляту аль-худа ва н-нур», кассета №314, начиная с мин. 15), также цитируются его слова в книге «аль-Ибразу ль-аквали ль-’уляма», на стр. 15: «Я (например) хочу показаться на экране телевидения как учёный, и все меня будут узнавать. Я русый, я белый,  я такой-то, чтобы сказали: «Мухаммад Наср», так это же моя погибель, (погибель) для меня!» и на странице 16 шейх говорит: «Выставляющий себя напоказ посредством телевидения подвергает себя фитне (искушению). Посмотрите на меня, вот он я!!»

2) Шейх ’Абду ль-’Азиз ибн Баз (смотрите его книгу и фетвы о запрете создания изображений живых существ, в которых он) говорит, что это из кябяир – великих грехов (из-за следующих хадисов, в которых содержится сильная и жесткая угроза создающим изображения: «Проклял Аллах делающих изображения» или «Каждый изображающий – в огне, перед которым будет представлено каждое изображение, созданное им, в виде души, которая будет его мучить в Геенне» или «Наисильнейшее наказание в День Воздаяния будет у тех, кто уподоблялся Аллаху в творении (у создававших изображения живых существ)» и, отвечая на вопрос: «Разрешается ли обучать людей посредством видео мытью покойного и каким образом его заворачивать в кафан?» сказал, да смилуется над ним Аллах: «Обучение религии не должно происходить через видео, согласно множеству достоверных хадисов о запрете на создание изображений живых существ и нисхождении проклятия на тех, кто этим занимается» («аль-Ибразу ль-аквали ль-’уляма», стр. 26).

3) Шейх Мухаммад бну Салих аль-’Усаймин (который, скажем из справедливости, хоть и не запрещал строго создание видео- и фотографического изображения живых существ (кроме как если эти изображения будут предназначены для поминания), а лишь говорил, что в этом пустая трата времени и имущества («Сильсиляту ликаи ль-баби ль-мафтух», кассета №2, сторона «б», с 15 мин.) однако обратим внимание на другие его слова: «Мусульманин должен далеко держаться от этого (камеры), так как это ближе к богобоязненности и набожности по причине того, что в этом есть сомнение. Некоторые ученые считают создание изображений, включая фотографические, запретным (независимо от намерения в создании этих изображений), и необходимо человеку оставлять то, в чем есть сомнение» («Сильсиляту ликаи ль-баби ль-мафтух», кассета №229, сторона «б», с 15 минуты). Хафиз ан-Навави назвал  хадис об оставлении сомнительного «Набожностью и искренностью» («Поистине дозволенное ясно и запретное ясно, а то, что между ними является сомнительным, и тот, кто будет остерегаться сомнительного, очистит свою религию (то, что между ним и Его Господом ) и свою честь (то, что между ним и людьми), а тот, кто впадет в сомнительное, впадет в запретное…» – шестой хадис из сборника «Сорок хадисов» ан-Навави). Шейх Мухаммад бну Салих аль-Усаймин, да пребудет над ним милость Аллаха, относительно своей позиции, касающейся изображений, сказал: «Это мое мнение в этом вопросе, если оно верное, то от Аллаха и Он есть Дарующий, если ошибочное, то из-за моего упущения (в этом вопросе» («аль-Ибразу ль-аквали ль-’уляма», стр. 53). В этой же книге на стр. 50 приводятся слова шейха относительно этого вопроса: «Человек должен держаться того, что соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и действовать согласно доводам, это и есть правильный путь (в этом вопросе)». Мы следуем за саляфами (праведными предшественниками) во всех религиозных вопросах, ибо они действовали в соответствии с доказательствами из Корана и Сунны, а если кто-нибудь из них ошибался в каком-либо вопросе, то мы оставляем его ошибочное мнение в этом и следуем доводам, проявляя при этом уважение к ошибающемуся ученому, который ошибся по той или иной причине и не следовал при этом за страстями. Что касается шейха ибн аль-Усаймина, да будет Аллах щедр к нему, то он не снимал свои проповеди и уроки на видео. Это и есть его манхадж (путь и методология) в этом вопросе.

4) Шейх Мукбиль бну Хади был спрошен о шариатском постановлении относительно тех, кто снимает себя на видео с целью исламского призыва или обучения, на что он ответил: «Это считается созданием изображений живых существ,  и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ’Али, да будет доволен им Аллах, чтобы он не оставил ни одной возвышенной могилы, кроме как сравняв её с землей, и ни одного изображения (живых существ), кроме как уничтожив его». (Обратите внимание, это было велено самим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы ’Али, да будет доволен им Аллах, отправился в путь с целью призывать к таухиду. И с чего он начал свой призыв?! Он начал с осуществления первого столпа Ля иляха илля Ллах, отрицания всего того, чему поклоняются, помимо Аллаха, и всего того, что может привести к ширку, разрушения идолов, равнения могил и стирания изображений. А с чего начинают сегодня призыв, так называемые саляфиты? С того, что сами угождают шайтану и снимают себя на видео. Потом, спустя некоторое время, люди скажут: «Вот они, что на этих снимках, принесли в дома наших предков Ислам, они будут возвеличивать Аллаха, глядя на эти праведные лица, и будут поминать Аллаха, но пройдут годы, а то и века, и их потомки будут поклоняться этим изображениям, как это произошло во времена Нуха, мир ему, когда впервые на земле появилось многобожие). «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, – продолжает говорить шейх Мукбиль, – отказался войти в дом ’Айши, так как в нем были изображения. Поэтому является обязательным для каждого мусульманина порицать это настолько, насколько у него есть возможность, иначе пусть покидает такие маджлисы (собрания): «Кто увидит из вас порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может, то своим языком, а если не может, то своим сердцем, и это наименьшее проявление веры». Они (которые посещают такие собрания) считаются слепо следующими, как тот, который встает на минбар и люди снимают на видео его, он (таким образом) одобряет порицаемое (соглашается с этим), и он не достоин того, чтобы его посещали, напротив, необходимо мусульманину сторониться его собраний. Да вознаградит Аллах молодёжь Рияда благом за то, что они, будучи на лекции, когда вдруг принесли видеокамеру, встали и сломали ее, да вознаградит их Аллах благом. Итак, либо ты встаешь и ломаешь это видео, либо порицаешь это словом, а если не можешь ничего из этого, то я советую тебе (это говорит сам шейх Мукбиль, да помилует его Алллах) быть вдалеке от этого и от этой лекции, в которой происходит это ослушание (и это будет наименьшим проявлением имана в эти хадисы о запрете на изображение живых существ, число достоверных которых превышает тридцать (см. «Кам’у ль-му’анид ва заджру ль-хакыди ва ль-хасид» шейха Мукбиля, издательства «Мактабату Сана’а ль-Асария», второе издание 1434 г., стр. 373).

5) Шейх Хумуд ат-Тувейджири, да помилует его Аллах,  говорил о том, кто снимается на видео: «Либо он невежественный (ничего не знает об этих хадисах), либо в нём есть что-то из высокомерия» (см. в едином сборнике двух книг «И’ляну н-накир ’аля ль-мафтунина би т-тасвир» и «Тахриму т-тасвир уа р-родду ’аля ман абахах», издательство «Мактабату ль-Имам Муслим лин-нашри уа т-таузи’», 1431 г. издания, стр. 146), «А в случае если человек доволен этим, – говорит шейх, – может достичь уровня малого куфра» (см. там же, стр. 70).

6) Постоянный комитет по религиозно-научным исследованиям и постановлениям (ал-Ляджнату д-даима) во главе с шейхом ’Абду ль-’Азизом бну Базом и его заместителем ’Абду р-Раззаком ’Афифи, да смилуется над ними Аллах, неоднократно выносил постановление о том, что создание изображений посредством видео и фото является запретным (харамом) по причине общности шариатских доказательств (включающих в себя все виды изображений живых существ – как произведенных рукой, так и посредством фото- и видео-аппаратов (см. фетву под номером 16259, члены комитета: шейх ’Абду Ллах бну Гудаян, шейх Салих бну Фаузан, шейх ’Абду ль-’Азиз Али ш-Шейх и шейх Бакр бну ’Абду Ллах абу Зейд).

Из современных и живых учёных, да сохранит их Аллах, не снимается на видео:

7) Шейх Роби’ (который даже не выезжает на места, где, возможно, будут присутствовать камеры, очень строго порицает это ( см. «аль-Ибразу ль-аквали ль-’уляма», стр. 35).

8) Шейх Салих аль-Фаузан, который говорит: «Каждый создающий изображения – в огне» (как это приводится в достоверных хадисах), а они как будто бы говорят вопреки Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет, не каждый», так пусть же приведут довод на свое исключение!» и он называет философами тех, кто разделяет между ручным созданием изображений и посредством камер. В книге «аль-Ибразу ль-аквали ль-’уляма фи хукми т-тильфази уа т-тасвир», на страницах 40-41, шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, отвечает на вопрос относительно телевизионных каналов: «Я ограничиваюсь радио, радио – в нём достаточность тебе для получения информации, ответов (на вопросы) посредством религиозных (радио-) передач, нет у тебя нужды в чем-либо ином». Спрашивающий продолжает: «Но вы недавно проводили лекцию на (одном из телеканалов), и лекция была в мечети».[2] На что шейх ответил: «Лекция была не в мечети. Это была лишь встреча с предводителями и проповедниками отечественных стражников, и я не дозволял им делать видеосъёмку этого собрания, они сделали это без моего разрешения, в то время, когда я не дозволял этого и не был этим доволен, и я не выхожу на телеканалы, однако они снимают без моего разрешения, опираясь на свое решение. Это решение, исходящее от них, в котором они ошиблись». Кроме того, недавно шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, жестко порицал это в мечети аль-Харам: «О братья я вижу изображения (как люди снимают друг друга на камеру) в Заповедной мечети, на втором этаже, это харам (запрещено), порицаемое, неразрешенное, необходимо запрещать им это и изымать аппараты у них, нельзя допускать порицаемое в Хараме Аллаха, в мечети аль-Харам, и не разрешено допущение порицаемого во всех местах, не говоря уже о Хараме Аллаха, ибо (здесь шейх упоминает часть 25 аята из суры “аль-Хадж”: «Воистину, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней или кочуют, а также тем), кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные наказания». Вы должны ограничить в использовании свои (фото- и видео) -аппараты, за которые вы несёте ответственность, от этих порицаемых дел, и взять за руки этих нарушителей, которые не пришли для поклонения (в эту мечеть), а пришли только для причинения мучений и совершения порицаемого, нет силы и мощи, кроме как с Аллахом». Это мы привели для того, чтобы люди не прикрывались тем, что у шейха Фаузана, да сохранит его Аллах, есть видеоролики. Он не разрешал его снимать и тем более не повелевал этого делать (смотрите официальный сайт шейха Салиха аль-Фаузана, есть ли там его снимки? (www.alfawzan.af.org.sa).

9) Шейх ’Абду ль-Мухсин аль-’Аббад, да сохранит его Аллах, и многие другие – никто из них никогда не дозволял этого и не делал этого. Почему? Потому, что создание изображений живых существ запрещено Аллахом, Который всегда знал, что наступят времена, в которых распространится зло, в том числе эти изображения, однако запретил это. Почему? Потому, что:

  • создание изображений есть уподобление Аллаху в творении (восходящее к ширку в таухиде ар-рубубийя);
  • может послужить причиной, приводящей к ширку в таухиде аль-улюхийя (известно, что первый ширк на земле зародился в следствии наущений шайтана народу Нуха. Он побудил их к созданию изображений их праведных предков, чтобы они, глядя на них и видя в их лицах богобоязненность, поминали Аллаха и еще более поклонялись Аллаху, но они умерли и на их место пришли следующие поколения, и шайтан обманул их: «Ваши предки поклонялись им, так почему же вы не поклоняетесь этим изображениям? И они поверили ему и начали обращать часть своего поклонения этим изображениям, а точнее этим праведникам, так появилось многобожие). Говорит шейх Мукбиль, да помилует его Аллах, в своей книге «Хукму тасвири завати ль-арвах», что запрет на создание и хранение изображений живых существ пришел только в нашем – последнем шариате, ибо Аллах усовершенствовал свою религию – закончил ее – и обещал сохранить ее. Каким образом? Посредством того, что истинно верующие и крепко придерживающиеся Сунны своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует , будут бороться не только с многобожием и многобожниками, но даже с тем, что может привести к многобожию, в том числе и с изображениями;
  • изображения живых существ – уподобление кяфирам, именно от них (особенно от христиан) переняли это мусульмане. А кто уподобляется какому-либо народу, то он один из них (на что указывают аяты и хадисы);
  • и, возможно, есть причины, связанные со скрытым миром, о которых нам не ведомо, ведь ангелы не входят в дом, в которых есть изображения, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при открытии Мекки первым делом приказал – уничтожить все изображения в Каабе, как телесные (имеющие трёхгранную форму), так и настенные (двухгранные) изображения. Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не входил в дом и не молился в тех домах, где есть изображения живых существ[3].

 

Если мы посмотрим на слова и дела шейха Мухаммада бну Ибрахима, да сохранит его Аллах, то увидим, что они соответствуют друг другу: он не снимается на видео, кроме того, порицает это. Его ученики стараются стирать изображения на своих тетрадях, одеждах, оставляют только те, в которых есть нужда (паспорт, деньги и тому подобное, однако и они тоже являются запрещенными и греховными перед Всевышним Аллахом, но грех за них понесут уже не они, а умма в целом или ее правители. Аллаху ведомо об этом лучше).

Шейх Мухаммад бну Ибрахим, да сохранит его Аллах, считает неразрешенными благотворительные фонды, и в действительности у него нет фонда и нет никакой доли из какого-либо фонда.

Он запрещает, согласно хадисам, смешение мужского и женского полов в одном помещении, и на деле придерживается этого.

Для чего все это мы упомянули? Для того, чтобы читателю стало ясно, что на земле много неверующих, не признающих ни Коран ни Сунну. Рафидиты (шииты) вообще не признают Сунну. Большинство мусульман не живут в соответствии с Сунной. Например, хизбу т-тахрир и им подобные не принимают «хабар аль-ахад», хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передаваемые небольшим количеством сподвижников, а они составляют, приблизительно, семьдесят процентов всей Сунны. Все, именующие себя саляфитами, приняли в убеждение все хадисы, но на деле некоторая часть, так сказать  саляфии, противоречит этому. Утверждают хадисы о запретности изображений живых существ, которые достигают огромного количества, но на деле снимаются на видео, оправдываясь тем, что в этом есть польза для исламского призыва. Вспомните замечательные слова шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах, основа которых зиждется на хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто показывается в телевизоре, подобен светильнику, который освещает другим и сжигает тем самым самого себя». Сказал Имам аш-Шафи’, да помилует его Аллах: «Уже заблудился тот, кто оставил хадис (один хадис) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из-за слова того, кто пришел после него» (иснад достоверный, «Китабу ль-факих уа ль-мутафакких» Хафиза Ахмада бну ’Али аль-Хатыба аль-Багдади, 392-462 годов жизни, издательство «Дару ибни ль-Джаузи, первое издание, второй выпуск 1430 года, стр.: 299). Сказал Имам аль-Ауза’и, да помилует его Аллах: «Если до тебя дошёл от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хадис (это слово приходит в накира – неопределенном состоянии, –  что означает любой хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует), то не думай ничего о другом, не говори ничего другого, воистину Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,  сообщал только от своего Господа» (иснад достоверный, смотрите там же на стр. 299). Сказал ’Абду Ллах бну Давуд аль-Хурайби: «Клянусь Аллахом, если бы до нас дошла весть о том, что люди (во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) ничего не прибавляли в своем омовении (даже) в мытье своих ногтей, то мы ни в коем случае не прибавили (бы то же» (см. там же на стр.  300). Сказал шейх Хумуд бну ’Абду Ллах ат-Тувайджири в своей книге «Тахриму т-тасвир уа р-родду ’аля ман абахах» (стр.: 164): «Кто противоречит умышленно (хотя бы) одному хадису, то он на краю погибели, что же тогда говорить о том, кто противоречит тридцати четырём хадисам (относительно запретности изображений живых существ). Каждый из этих хадисов указывает на общую запретность изображений, которые включают в себя как изображения рукописные, так и созданные посредством аппарата. Ведь уже сказал Имам Ахмад (ибн Ханбал), да смилуется над ним Аллах: «Кто отвергнет хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он на краю погибели». Шейх Роби’, да сохранит его Аллах, неоднократно повторяет в своих книгах, что на сегодняшний день многие причисляют себя к саляфии, но в действиях своих они противоречат этому. Есть и такие, которые имеют саляфитские убеждения и произносят их на устах, но на делах они не подтверждают этот манхадж (см. «Маджму’ кутуб уа расаиль уа фатава» шейха Роби’а бну Хади аль-Мадхали, т.14).

 

Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали, почему вы говорите то, чего не   делаете, увеличивается гнев Аллаха, когда вы говорите то, чего не делаете» (сура ас-Сафф, 2-3).

 

Истинный саляфит  должен быть саляфитом в убеждениях, на словах и на делах, оберегая все эти три составные части своего следования за саляфами в понимании Корана и Сунны и утверждении этого понимания языком и органами тела до самой смерти. Как мы видим, большинство мусульман, считающих себя саляфитами, не являются таковыми на делах. Разве шайтан подойдет к мусульманам, которые именуют себя саляфией и немного ознакомились с основами таухида и понимают, что демократия это куфр, и скажет им: «Поклоняйтесь чему-либо наряду с Аллахом!» Нет, он не в состоянии оказать влияние на них, кроме как если их страсть сама склонится к нему. Склонится посредством того, что побудит их к участию в демократических выборах, пусть даже вначале против их воли, мотивируя это вероятной пользой для да’ва (исламского призыва), посредством чего они смогут приобрести власть. Ведь их будут выбирать: у них бороды, белые одежды, добрые лица, «честные» глаза, их слова соответствуют тому, что сказал Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разве их не выберут? Выберут! Страсть побудит  их к этому с целью призыва, так как в этом есть «польза» для да’ва. И они подчинятся ей. Почему? Из-за да’ва. И это будет их первым искушением. Второе искушение их ожидает впереди. Власть! Во все времена люди стремились к власти и поклонялись ей. Разве шайтан подойдет к ним и скажет: «Поклоняйтесь чему-либо, кроме Аллаха!» Нет, но страсть подтолкнет их к открытию или участию в благотворительных фондах, посредством чего они приобретут финансовое состояние – деньги. Ведь народ и предприятия будут им давать деньги: у них бороды, белые одежды, добрые лица, «честные» глаза, их слова соответствуют тому, что сказал Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разве не будут? Будут! Она будет побуждать их к этому с целью призыва, так как в этом опять-таки есть «польза» для исламского да’ва. Они ответят на это побуждение. Почему? Из-за да’ва. И это будет их первым искушением. Второе искушение их ожидает впереди. Деньги! Во все времена люди любили деньги и состоятельных людей и поклонялись, таким образом, деньгам. Разве шайтан подойдет к ним и скажет: «Поклоняйтесь чему-либо вместе с Аллахом!» Нет, он не скажет им этого, ибо это было бы наивным, и никто не примет от него… Но страсть укажет им на то, чтобы они снимались на видео и распространяли свой призыв посредством своих говорящих и шевелящихся изображений, посредством чего они приобретут славу, хотели они изначально этого или нет, что на протяжении десятилетий оставит память о них среди людей: у них бороды, белые одежды, добрые лица, «честные» глаза, их слова соответствуют тому, что сказал Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разве их не полюбят и не прославят? Их непременно полюбят и прославят! Они склонятся к этому. Почему? Из-за да’ва, ибо в этом «колоссальная польза» для исламского призыва (пречист Всевышний Аллах от того, чтобы к Нему приближались посредством того, что Он запретил). Это будет очередным их искушением. Следующее искушение их ожидает в дальнейшем. Слава! Во все времена люди мечтали и стремились прославиться и поклонялись этим самым самим себе. Разумеется, ни выборы, ни благотворительные фонды, ни видеоизображения – все это не является ширком, однако может послужить причиной, приводящей к этому. Они не будут дозволять демократию, но другие, глядя на них, могут дозволить эту нешариатскую систему и впадут тем самым в большое неверие. Они будут попрошайничать для своих фондов, представляя в своем лице Ислам, и косвенно будут умалять Величие Аллаха. Пречист Аллах от того, чтобы попрошайничали от Его Имени! Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как никто иной нуждался в имуществе с целью распространения религии на земле, имел на это возможность, но не совершал этого. Они будут разъяснять людям о таухиде в своих видеосъемках, но ведь изображения праведных предков во времена Нуха, мир ему, тоже напоминали его народу о Единобожии и их праведности, но впоследствии это забылось и им начали поклоняться.

Если мы обратим внимание на шейха Мухаммада бну Ибрахима аль-Мисри, то увидим, что он не принимает участие в различных политических выборах, не открывает джам’ияты и не снимает себя на видео. Сказал великий учёный последнего века, шейх Мухаммад Насыру д-дин аль-Альбани, относительно призывающих и снимающихся на видео: «Каждый создающий  изображения (живых существ) – в огне», «Прокляты создающие  изображения (живых существ)» – эти хадисы пришли от самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого описал Аллах тем, что он не говорит по пристрастию… он, да благословит его Аллах и приветствует, осознавал, что говорил. Каждый создающий изображения – в огне, независимо от того, ручкой он изображал или резцом или посредством других предметов (как фото или видео аппараты), все это есть изображения. И я говорю: «Что ты думаешь относительно этих идолов, которые выходят сегодня сотнями и тысячами (из этих аппаратов)?! Просим Аллаха, чтобы сделал нас из «гураба» (чуждых на земле), о которых сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Их будет мало и они будут праведниками среди многих и ослушающихся людей» – в другой версии, – говорит шейх, – «Они будут исправлять то, что испортили люди из моей Сунны после меня» («Сильсиляту аль-худа ва н-нур», кассета №360, минуты: 34-59).  Так получилось, что это в настоящее время стало отчасти отличительной чертой саляфитов от хизбистов или, так называемых саляфитов. Они – псевдосаляфиты оправдывают своё оставление дел в соответствии с Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в этих вопросах, возможной пользой в призыве (но будет ли польза для них в Судный День?) Их цель не только Аллах, их цель – и призыв. А цель настоящего саляфита – это довольство Единственного Аллаха, даже если его призыв услышат немногие и ответят на его призыв немногие из-за отсутствия у него власти или денег или славы. Однако он будет стремиться к Аллаху, у Кого настоящая власть, Который дарует по Милости Своей власть над владениями в Райской Обители вечной жизни, власть, которая не иссякает. Он стремится к вечному богатству – достоянию Ахира, даруемому Господом Его после смерти. Он стремится прославиться только у Аллаха. Там настоящая слава! Поистине, Аллах поминает про Себя того из рабов, кто вспомнил Аллаха про себя, а тот, кто вспомнит об Аллахе прилюдно, того Аллах помянет среди высшего общества – среди ангелов и пророков.

Истинная сущность шейха Мухаммада бну Ибрахима аль-Мисри, да сохранит его Аллах, соответствует саляфитской, ибо именно саляфию он несет в своих убеждениях и произносит своими устами, а доказательство этому – его дела.

 

Вся хвала принадлежит только Аллаху – Господу миров! Да ниспошлет Аллах мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

 

Подготовил: Рудаль абу ’Абду ль-Вахид Мечеть «аль-Фуркан» Каир Египет от 9 числа месяца Роби’а ль-Ахир 1436 г/х.

[1] Это один из прошлых и единичных случаев, когда шейх говорит о своей жизни и наличии у него похвал и разрешений на передачу религиозных сообщений. Как известно, на сайте шейха (www.alhadithalathariya.net) отсутствуют его биография и демонстрация его тазкиятов, также шейх не упоминает о них на своих уроках, не говоря уже о том, чтобы он хвалился ими (как это ложно распространили о нем некоторые русскоязычные мусульмане, что якобы он хвалится и показывает свои тазкии на уроках).

[2] Название канала мы не упомянули в связи с отсутствием необходимости в этом.

[3] Некоторые могут сказать, что до них не дошли доводы в полном виде в этом вопросе или они еще не разобрались до конца, посему и не подтверждают эти хадисы о запрете на изображения делами. Хорошо, мы скажем им: «А разобрались ли они в тех хадисах, в которых приходит повеление их женам укрывать свои лица и все остальное, ибо демонстрирование женщиной своей красоты может привести к прелюбодеянию – великому греху, в котором нет сомнений? Они принимают эти хадисы, не разобравшись в них. Почему? Потому, что затрагивается их честь! Но когда дело касается права Аллаха (уединения Его в поклонении и удаления изображений живых существ и других причин, приводящих к ширку – нарушению права Аллаха), они говорят, что мы не разобрались в этом до конца. Все возвращается к Иману человека и  его пониманию таухида!