Джамиль ибн Абду ибн Каид ас-Саляуи: Ислам – это величайшая милость, а его противоположность – величайший убыток (перевел Абу Йусуф Казахстани)

sheikh_salawi1

Скачать файл (.doc)

Автор: Абу Абдуррахман Джамиль ибн ‘Абду ибн Каид ас-Саляуи (Один из шейхов преподавательского состава Даммаджа, да сохранит его Аллах)

Перевод:  Абу Йусуф Казахстани

Введение

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству, сподвижникам и тем, кто последовал за ним.

А затем:

Милости, оказанные Всевышним Аллахом своим рабам так многочисленны, что их невозможно сосчитать. Как сказал Всевышний Аллах: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (Ибрахим:34). И все эти милости только от Одного Аллаха, как Он сказал: «Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха» (Нахль:53).

Самая же великая из этих милостей – ислам, который Всевышний Аллах довел до совершенства и одобрил для нас в качестве религии. Сказал Всевышний Аллах: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (аль-Маида:3). Или: «и по Его милости вы стали братьями» (аль-‘Имран:103). Милость, которая имеется ввиду в аяте – это ислам. Также сказал Всевышний Аллах: «Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает о всякой вещи»  (аль-Бакара:231).

Передается со слов  Абу Са’ида аль-Худри, что Му’ауия подошел к людям, сидевшим в мечети,  и спросил их: «В чем причина вашего нахождения тут?». Они ответили: «Мы сидим и поминаем Аллаха». Он попросил их поклясться Аллахом, что именно это является причиной их нахождения там. Они поклялись. Тогда он сказал: «Я просил вас поклясться не потому, что обвиняю вас в чем-либо. Не было среди сподвижников того, кто бы передал меньше хадисов от посланника Аллаха, чем я. Поистине, однажды посланник Аллаха вышел к своим сподвижникам и спросил: «Почему вы сидите тут?» Они ответили: «Мы поминаем Аллаха и восхваляем Его за то, что Он направил нас к исламу и облагодетельствовал нас им». Тогда он попросил их поклясться Аллахом, что именно по этой причине они находятся в мечети. Они поклялись Аллахом,  что именно поэтому они находятся там. Тогда сказал посланник Аллаха: «Я попросил вас поклясться не потому, что обвиняю вас в чем-либо, однако пришел ко мне Джибриль и сообщил, что Всевышний Аллах похвалил вас перед ангелами»». Этот хадис передал имам Муслим (2701). Нас интересует в этом хадисе слова сподвижников: «Облагодетельствовал нас им», то есть исламом.

Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, религией у Аллаха является ислам» (аль-‘Имран:19). Ислам – религия первых и последних поколений. К нему призывали все пророки и посланники, несмотря на то, что их шариаты и пути разнились, как сказал Всевышний Аллах: «Каждому из вас мы установили закон и путь» (аль-Маида:48). Сказал Нух: «Меня вознаградит только Аллах, и мне велено быть одним из мусульман» (Йунус:72). Сказал Всевышний Аллах о пророке Ибрахиме: «Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров». Ибрахим и Йа’куб (Иаков) заповедали это своим сыновьям: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами»» (аль-Бакара:131-133). Сказал Йусуф (Иосиф): «Господи! Ты даровал мне власть и научил толковать сновидения. Творец небес и земли! Ты – мой покровитель в этом мире и в Последней жизни. Умертви меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (Йусуф:101). Сказал Всевышний Аллах: «Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения» (аль-Маида:44). Также: «Я внушил апостолам: «Уверуйте в Меня и Моего посланника» Они сказали: «Мы уверовали! Засвидетельствуй, что мы стали мусульманами»» (аль-Маида:111). Или: «Муса (Моисей) сказал: «О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него»» (Йунус:84). Сказали те колдуны, которые затем уверовали: «Ты мстишь нам только за то, что мы уверовали в знамения нашего Господа, когда они явились к нам. Господь наш! Ниспошли нам терпение и умертви нас мусульманами» (А’раф:126). Сказал Всевышний Аллах про Сулеймана (Соломона): «Он сказал: «О знать! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они предстанут предо мной покорными?»» (ан-Намль:38). Или сказал: «Сулейман сказал: «Знание было даровано нам раньше, чем ей, и мы являемся мусульманами»» (ан-Намль:42). Сказал Всевышний Аллах о царице Саба: «Она сказала: «Господи! Я была несправедлива к самой себе.  Я покоряюсь вместе с Сулейманом Аллаху, Господу миров»» (ан-Намль:44). Также можно привести слова Всевышнего Аллаха: «Те, кому мы прежде даровали Писание, уверовали в него (Коран). Когда им читают его, они говорят: «Мы уверовали в него! Это – истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами»» (аль-Касас:52-54). Или: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера вашего отца Ибрахима. Аллах нарек вас мусульманами» (аль-Хаджж:78). Сказал Всевышний Аллах Своему последнему посланнику и господину людей (да благословит его Аллах и приветствует): «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. Нет у Него сотоварищей. Это мне велено, и я – первый из мусульман»» (аль-Ан’ам:162-163), то есть первый из мусульман в этой умме.

Пришло в хадисе от аль-Хариса аль-Аш’ари, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто призывает к джахилии (к тем обычаям, которые были  в доисламские времена), тот будет растопкой для Огня». Этот хадис передал имам ат-Тирмизи (2863), имам Ахмад и др. и он является достоверным хадисом.

Передается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пророки братья. Матеря их разные, а религия одна». Этот хадис  передали имам Бухари (3442,3443) и Муслим (2365). Смысл хадиса в том, что их религия единая, то есть – религия ислам. Это – что касается основ единобожия. Но отличаются их шариаты  и пути, как сказал Всевышний Аллах: «Каждому из вас Мы установили закон и путь» (аль-Маида:48). Сказал ‘Абдуллах ибн ‘Аббас относительно этого хадиса: «То есть различны их пути и сунны».

Но, вместе с этим, шариат нашего пророка и посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) аннулирует все предыдущие шариаты пророков, а следование за его шариатом (да благословит его Аллах и приветствует) является обязательным, и запрещено следовать страстям тех, которые не обладают знанием. Сказал Всевышний Аллах: «Потом мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием. Они нисколько не спасут тебя от Аллаха. Воистину, беззаконники являются помощниками и друзьями друг другу, а Аллах является Покровителем богобоязненных» (аль-Джасия:18-19).

Сказал ибн Касир в тафсире аята из суры аль-Маида (48): «Всевышний Аллах узаконил каждому посланнику отдельный шариат, затем аннулировал его частично или полностью шариатом следующего посланника. И так, пока не аннулировал все шариаты тем шариатом, с которым послал Своего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он послал его ко всем обитателям земли и сделал его печатью всех пророков (да благословит его Аллах и приветствует)».

Доводом на слова ибн Касира являются слова Всевышнего Аллаха: «Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам»» (аль-А’раф:158). Или: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знают» (Саба:28). Или: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (аль-Анбийа:107).

А из сунны, хадис со слов Джабира ибн ‘Абдилляха, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне было дано пять вещей, которые не были даны пророкам  до меня…» и упомянул из них: «Пророки до меня были посланы лишь к своим общинам, а я был послан ко всем людям». Этот хадис передали имам Бухари (438) и Муслим (521). А в хадисе переданным имамом Муслимом (153) со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, какой бы иудей или христианин не услышал обо мне, а затем не уверовал в то, с чем я был послан, он непременно будет из обитателей Огня».

К тому же, Всевышний Аллах взял завет со всех пророков, начиная с Адама до ‘Исы, что если придет к ним посланник от Аллаха, они уверуют в него и окажут ему поддержку. Сказал Всевышний Аллах: «Вот Аллах взял завет с пророков: «Я одарю вас из Писания и мудрости. Если же после этого к вам явится Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли Мой завет?». Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Будьте же свидетелями, и Я буду свидетельствовать вместе с вами»». (аль-‘Имран:81).

Когда же спустится ‘Иса (перед наступлением Судного Часа), то будет судить по шариату Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как это пришло в хадисе у имама Бухари и Муслима со слов Абу Хурейры: «Но нет, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, уже скоро к вам спустится сын Марьям (Мария), который будет судить по справедливости и ломать кресты». Сказал имам ан-Науауи, разъясняя этот хадис: «Он не придет с новым шариатом, аннулирующий наш шариат, однако будет судить по шариату этой общины».

В хадисе со слов Абу Хурейры сообщается, что ‘Иса будет нашим имамом. Этот хадис передали имам Бухари и Муслим. Хафиз ибн Хаджар передал слова ибн ат-Тина относительно этого хадиса: «Слова – «имамом из вас», означают, что шариат Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) будет до Судного Дня, а в каждом веке будут ученые». Также, в хадисе со слов Джабира, что мусульмане скажут ‘Исе: «Помолись с нами в качестве имама». Но что он ответит: «Нет, одни из вас главенствуют над другими. Это является почетом для этой уммы». А в хадисе, переданным имамом ат-Табарани в «аль-Аусат» (4577) со слов ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Затем спустится ‘Иса ибн Марьям с подтверждением правдивости Мухаммада. Он последует его пути, и будет имамом, ведущим прямым путем, справедливым судьей, и убьет Даджаля». Иснад этого сообщение уровня хорошего.

Коран, ниспосланный Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), подтверждающий те Писания, которые были прежде – истина. Он является главенствующим над ними и аннулирующим их всех. Сказал Всевышний Аллах: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их  (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними)». (аль-Маида:48).

 

Глава 1. Религия ислам – это покорение Аллаху на основе единобожия, повиновение Ему на основе подчинения (то есть, выполняя Его приказы и остерегаясь Его запретов) и непричастность к многобожию и многобожникам.

У религии ислам три ступени – ислам, иман и ихсан. Каждая из них в отдельности объемлет всю религию. У ступени ислама пять столпов, у имана шесть, а у ихсана один столп. Получается, что, в общем, у религии ислам двенадцать столпов. Это пришло в хадисе, переданном имамом Муслимом (8) со слов ‘Умара, что Джибриль спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует) про ислам, на что он ответил: «Ислам – это, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества (достойного объекта поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его посланник. А также выстаивал намаз, платил закят, постился в месяц Рамадан, и совершил хадж к Дому, если имеется возможность». Затем спросил про иман, на что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Иман – это, чтобы уверовал в Аллаха, ангелов, Книги, посланников, в Судный День, а также в предопределение с его добром и злом». Затем Джибриль спросил про ихсан, на что получил ответ, что ихсан – это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя. В конце хадиса пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, это пришел Джибриль, чтобы научить вас вашей религии». Подобный хадис передали имам Бухари и Муслим от Абу Хурейры.

Также пришло в хадисе ибн ‘Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам построен на пяти столпах – на свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, а также на совершении намаза, выплате закята, совершении хаджа, и поста в месяц Рамадан». Этот хадис передали имам Бухари и Муслим.

Глава 2. Является обязательным для мусульманина понимать религию только так, как ее понимали сподвижники.

Это потому, что они находились в благополучии. А это благополучие включает в себя их сердца, языки, разум, то, к чему они стремились, и их религию. Передается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, благополучие этой уммы в первых поколениях, а последние ее поколения постигнут горе, страдания, и те явления, которые вы бы порицали». Этот хадис передал имам Муслим (1844). Также, пришло от ибн Мас’уда с его слов: «Поистине, Аллах посмотрел в сердца рабов и нашел сердце Мухаммада лучшим из них.  Избрал его для Себя, и послал его с посланием. Затем, вновь посмотрел в сердца рабов, и нашел сердца сподвижников лучшими среди них. Сделал их помощниками Своего пророка, которые сражаются за религию. Поэтому, то, что они считали добром, является таковым у Аллаха, а то, что они считали злом, является таковым у Аллаха». Этот хадис передал имам Ахмад с иснадом уровня хорошего.

Сказал ас-Синди («Хашия аль-муснад» 6т./85стр.): «Этот хадис является конкретизированным относительно единогласного мнения сподвижников, и не объемлет единогласного мнения кого-либо после них, не говоря уже о мнениях отдельных личностей».

В этом хадисе нет довода на хорошие нововведения, ведь все нововведения – это заблуждение, как об этом сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует). (То есть, если какой-либо сподвижник, совершив свой иджтихад, ошибется в вопросах религии, и будет противоречить доводу, даже если кажется на первый взгляд, что в этом есть польза, следование за ним, называя это хорошим нововведением, запрещается).

К тому же, Всевышний Аллах много раз похвалил сподвижников в Коране или  сунне. Из этого можно упомянуть:

Слова Всевышнего Аллаха: «Не сравнятся (люди) с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы (над Меккой). Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому (из них) Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (аль-Хадид: 10). А наилучшее – это Рай. Или слова Всевышнего: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними» (ат-Тауба:100). Всевышний Аллах сообщил, что Он доволен этими первыми из мухаджиров и ансаров, и теми, которые строго последовали за ними, без исключения, жили они сразу после них или спустя века. Он приготовил для них Рай. Это свидетельствует о том, что они – люди истины, а те, кто противоречит им, находятся в заблуждении. Сказал Всевышний Аллах: «Что может быть за истиной, кроме заблуждения» (Йунус:32). Сказал шейх уль-ислам ибн Теймия: «Всевышний Аллах доволен тем, кто строго последовал за ними до Судного Дня. Это означает, что тот, кто следует за ними, совершает то, чем доволен Аллах, а Он доволен только истиной» («Маджу’фатауа» 19т./178стр.). Сказал Всевышний Аллах о сподвижниках: «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. (Аллах привел эту притчу) для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (аль-Фатх: 29).

 

Глава 3. Сподвижники являются гарантией (причиной сохранности) этой уммы.

Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Звезды – гарантия (причина сохранности) неба, и если исчезнут звезды, то с ним случится то, что ему обещано. Я – гарантия для своих сподвижников, и когда уйду я, то с ними будет то, что им обещано. Мои сподвижники – гарантия для уммы (остальных мусульман), и когда уйдут они, то с ней произойдет то, что ей обещано». Этот хадис передал имам Муслим со слов Абу Са’ида аль-Худри. Сказал имам ан-Науауи в комментариях к этому хадису: «То есть, после них будут введены нововведения в эту религию, произойдут смуты. Также появится рог шайтана, победа неверующих над мусульманами, истощение Мекки и Медины и т.п. Все это из чудес пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Сказал Всевышний Аллах: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя               в Аллаха» (аль-‘Имран:110). А сподвижники подразумеваются в этом аяте в первую очередь. Также сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Лучшее поколение – это мое поколение. Затем те, кто после них, затем те, кто после них». Этот хадис передали имам Бухари (2652, 3651,6429) и Муслим (2533).

Именно поэтому Всевышний Аллах связал прямой путь с таким иманом, который был у них, когда сказал: «Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем»  (аль-Бакара:137). Затем упомянул в конце этого аята, что тот, кто отвернется от того пути, по которому шли они, то окажется в разладе с истиной. Сказал Всевышний Аллах: «Если же они отвернутся, то окажутся в разладе (с истиной). Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (аль-Бакара:137). Также сказал: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса:115). В этом аяте устрашающее обещание тому, кто  не последует путем, которым следовали сподвижники, однако Аллах приказал: «и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» (Лукман:15).

 

Глава 4. Сподвижники – те, кто больше всех  раскаивались перед Аллахом  после пророков.

Кто придерживается пути пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников в убеждениях, поклонении, взаимоотношениях с людьми, тот из победоносной общины. Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о ней: «Не исчезнет группа     из моей общины, которая будет следовать тому, что приказал Аллах, и не навредят им те,         кто противоречат им, и те, кто оставит их без поддержки, пока не сбудется обещанное Аллахом (ветер, который заберет души верующих), и они доминируют над людьми». Этот хадис передали имам Бухари (3541) и Муслим (1037) со слов Му’ауии и др. Слово этого хадиса принадлежит имаму Муслиму.

Также, он будет из спасшейся группы (под спасшейся группой и победоносной группой имеется в виду одна и та же группа – это ахлю-сунна), о которой сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Моя община разделится на семьдесят три течения, и все они в Огне, кроме    одной». Тогда сподвижники спросили: «Кто они?». Пророк ответил (да благословит его Аллах                    и приветствует): «Джама’а». Так передается со слов Му’ауии. То есть, этот джама’а собрался вокруг Корана и сунны так, как это любит Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах               и приветствует). Разъясняет этот риуаят тот риуаят, который передается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это – те, кто на том,          на чем я и мои сподвижники сегодня». Несмотря на то, что в иснаде этого риуаята есть слабость, он подкрепляется другими цепочками.

Эта группа является спасшейся, с дозволения Аллаха, в этой жизни от многобожия, нововведений и т.п., а в Следующей жизни от Огня. Просим Аллаха из Его щедрости сделать нас одними из них.

Эта главная разница между ахлю-сунна, которые понимают эту религию только так, как понимали ее сподвижники и их последователи, и между приверженцами своих страстей. Ведь, каждая секта понимает религию только так, как понимают ее основатели этой секты, будь то           в прошлые века или в наше время. Именно поэтому они сами заблудились и заблудили других. Как же прекрасны слова того, кто сказал: «Все благо в следовании праведным предшественникам, а все зло в нововведениях тех, кто пришел после них». Также хорошо сказал имам Малик: «Поистине, Аллах исправит последние поколения этой уммы только посредством того, чего придерживались ее первые поколения».

 

Глава 5. Ислам доминирует, но над ним не доминируют.

Сказал Всевышний Аллах: «Он – Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (ат-Тауба:33). Также: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними)» (аль-Маида: 48).

Передал имам ат-Тахауи в «Шарх ма’ани асар» (3т./257стр.), а также ибн Хазм в «аль-Мухалля» хадис, по дороге Хаммада ибн Зейда от Айюба от ‘Икримы от ибн ‘Аббаса, что его спросили: «Что делать иудейке или христианке, которая замужем за иудеем или христианином, но затем приняла ислам?». На что ответил: «Их надо развести, ведь ислам доминирует, но над ним не доминируют». Иснад этого сообщения является достоверным. Также, передал Абу ‘Убейд в «аль-Амуаль» (327) асар со слов ибн ‘Аббаса: Ислам доминирует, но над ним не доминируют». Иснад этого асара уровня достоверного. Что касается от самого пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то подобные хадисы пришли к нам со слов некоторых сподвижников:

  1. Со слов ‘Аиз ибн ‘Амр аль-Музани, но в иснаде два неизвестных передатчика.
  2. Со слов Му’аза, но в иснаде очень слабый передатчик.
  3. Со слов ‘Умара, и в нем история о гиене, которая разговаривала, и засвидетельствовала пророчество и послание Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Этот хадис дошел до нас по дороге Мухаммада ибн ‘Али аль-Басри, а этот передатчик передавал мункар (отвергаемые) хадисы. Сказал о нем имам аз-Захаби: «Его сообщения – ложь».

Самый крепкий из всех вышеперечисленных хадисов – хадис ‘Аиз ибн ‘Амр аль-Музани, но душа не спокойна для принятия этого сообщения, даже в совокупности со словами ибн ‘Аббаса, приведенными выше. Что же касается шейха аль-Альбани, то он назвал его хорошим в «аль-Иръуа» (5т./106 стр.).

Из того, что указывает на превосходство ислама – это возвышенность и превосходство того, кто его крепко придерживается. Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (аль-‘Имран:139). Или: «Вот сказал Аллах: «О ‘Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вам предстоит вернуться ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись (во мнениях)»» (аль-‘Имран:55). Или: «Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает» (аль-Бакара:212). Также, когда Муса (Моисей) попросил Аллаха послать Харуна (Аарона) вместе с ним для того, чтобы он стал его помощником в том, с чем был послан к фараону и его народу, Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: «Мы укрепим твою руку посредством твоего брата и одарим вас доказательством (или силой). Они не смогут навредить вам. Благодаря Нашим знамениям вы и те, кто последует за вами, станете победителями»» (аль-Касас: 35). В другом аяте сказал: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (аль-Муджадиля:11).

Из сунны:

1. Хадис со слов ибн ‘Аббаса, что один человек пришел к пророку (да благословит его Аллах               и приветствует) и сказал: «Поистине, сегодня ночью я видел во сне тенистое облако (дающее тень), с которого  текло масло (или жир) и мёд. Я видел, как люди собирают его. Среди них собирающие обильно и те, кому досталось немного. Затем я увидел вервь, которая тянулась из земли к небу. Ты взялся за эту вервь и вознесся по ней, затем еще один человек взялся за нее          и вознесся, затем еще один, затем, когда взялся следующий, она оборвалась, но снова была протянута, и он вознесся по ней». Сказал Абу Бакр: «О посланник Аллаха! Да станет отец мой выкупом за тебя, позволь мне растолковать его». Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Растолкуй его». Тогда сказал Абу Бакр: «Что касается облака, то – это ислам. Что касается того масла и мёда, который капает, то – это Коран. Некоторые люди вкушают его сладость обильно, а другие немного. Что касается веревки, которая протянута между небом и землей, то – это та истина, которой ты придерживаешься, и Аллах возвышает тебя посредством нее. После тебя за нее хватается другой, и Аллах возвышает его, затем еще один, затем она оборвалась, когда за нее схватился следующий, но была снова протянута, и он был вознесен. О посланник Аллаха! Пусть мой отец будет выкупом за тебя, сообщи мне, правильно ли я растолковал его?». Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Часть правильно, а часть нет». Тогда сказал Абу Бакр: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, ты должен сказать мне, где я ошибся». Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Не клянись». Его передали имам Бухари (7046) и Муслим (2269). Большинство передатчиков рассказали его со слов ибн ‘Аббаса, а некоторые со слов Абу Хурейры, но это не вредит достоверности хадиса. Имам Бухари посчитал, что он со слов ибн ‘Аббаса.

2. Хадис: «Не исчезнет группа из моей общины, которая будет следовать тому, что приказал Аллах, и не навредят им те, кто противоречат им, и те, кто оставит их без поддержки, пока не сбудется обещанное Аллахом, и они доминируют над людьми». В одном из риуаятов пришло: «Не исчезнет группа из моей общины до самого Судного Дня, которые будут сражаться за истину и одерживать вверх над теми, кто борется с ними». Также от Суабана «Не исчезнет группа из моей общины, которая будет следовать тому, что приказал Аллах, и не навредят им те, кто противоречат им, и те, кто оставит их без поддержки, пока не сбудется обещанное Аллахом, и они на этом». Этот хадис передал имам Муслим (1920). А со слов Мугиры ибн Шу’ба «Не исчезнет группа из моей общины, которые доминируют над другими людей, пока не сбудется то, что обещал Аллах, и они в это время доминируют над остальными». Этот хадис передали имам Бухари (3640) и Муслим (1921). А со слов Джабира: «Не исчезнет группа из моей общины, которые будут сражаться за истину до самого Судного Дня и превосходить других». Этот хадис передал имам Муслим (1923).

 

Глава 6. Ислам – религия единобожия и единственная любимая религия для Всевышнего Аллаха.

Как это пришло в хадисе со слов ибн ‘Аббаса, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любимая религия для Аллаха – религия единобожия и доброты». Этот хадис передал имам Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани и другие. Он является годным из-за поддерживающих его цепочек.

 

Глава 7. Ислам – религия облегчения и снисходительности.

Сказал Всевышний Аллах: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (аль-Хаджж:78). К тому же, Всевышний Аллах описал Коран легкостью: «Мы облегчили Коран для поминания» (аль-Камар:17).

Передал имам Бухари хадис (39) со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, эта религия легка, но если кто-либо захочет ее усложнить, то она непременно одержит над ним вверх. Поэтому, придерживайтесь правильности в делах, то есть середины (без упущений и чрезмерности), стремясь совершить то, что вам под силу утром, вечером и ночью, и радуйтесь (то есть, тому, что вам за это обещано)».

Передал имам Ахмад (5т/161стр.) и другие от Бурейда ибн аль-Хасыба, что посланник Аллаха   (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вам вменены в обязанность праведные, нетрудные дела, но поистине, если кто-то станет затруднять эту религию, то она непременно одержит над ним верх».

Сказал ибн Хаджар, комментируя хадис Абу Хурейры: «То есть, пусть никто не преувеличивает в делах религии больше возложенного на него, оставив ее легкость. А если он сделает так, то непременно оставит эти дела и не сможет постоянствовать на них. Вот тогда религия одержит верх над ним». Сказал ибн Мунейир: «В этом хадисе признак пророчества. Ведь мы, и те, кто жил до нас видели, что тот, кто проявлял чрезмерную строгость в этой религии (то есть, в делах), в конце концов, не мог  удержаться на постоянстве. Но в этом хадисе нет довода на запрет соблюдения религии совершенным, полным образом, ведь это – похвальное качество. Однако, в нем запрет на чрезмерную строгость, которая в итоге приводит к лени. Или же строгость в совершении желательных деяний, которая приводит к предпочтению просто желательных над более желательными деяниями. Или, к примеру, такой, который всю ночь простоял в намазе, что привело к тому, что он оставил утренний намаз в мечети, или ушло желательное время для утреннего намаза, или вообще обязательное время утреннего намаза».

В пример того, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) порицал чрезмерную строгость, можно привести:

1. Хадис Анаса, что трое подошли к дому жен пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и спросили о его поклонении. Когда же им сообщили о его поклонении, они сказали: «Куда нам до пророка, ведь ему были прощены грехи, как прошедшие, так и будущие». Тогда сказал один из них: «Что касается меня, то я буду выстаивать намазы каждую ночь». Сказал второй: «Что касается меня, то я буду поститься постоянно, и не буду разговляться». Тогда сказал третий: «Что касается меня, то я не буду жениться никогда». После чего пришел к ним пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «Вы ли говорили так-то и так-то? Клянусь Аллахом, я более богобоязнен перед Аллахом, чем вы, однако я пощусь и разговляюсь, выстаиваю намазы ночью и сплю, и женюсь на женщинах. А тот, кто отвернется от моей сунны, то я непричастен к нему». Этот хадис передали имам Бухари (5063) и Муслим (1401).

2. Также, пришло в другом хадисе со слов Анаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашел в мечеть и увидел веревку, подвешенную между двух столбов. Тогда спросил (да благословит его Аллах и приветствует): «Что это?». Сказали: «Это веревка Зейнаб, когда она устает в намазе, держится за нее». Тогда сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Снимите ее. Если один из вас устанет в намазе, то пусть сядет». Этот хадис передал имам Муслим (784).

3. Сказала ‘Айша «Зашел ко мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а у меня женщина». Он спросил: «Кто это?». Я ответила: «Эта женщина не спит, совершает намаз». Тогда сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Совершайте такие дела, которые вы способны совершать. Клянусь Аллахом, это не надоест Аллаху, пока не надоест вам самим. Самое любимое дело для Аллаха такое дело, которое совершается с постоянством». Этот хадис передали имам Бухари (43) и Муслим (785). Слово хадиса приведено согласно версии Муслима. А в риуаяте этого хадиса у имама Муслима пришло, что ‘Айша рассказывала: «Однажды зашла ко мне Хауля бинт Туэйт, и тогда посланник Аллаха находился у меня. Я сказала: «Это – Хауля бинт Туэйт. Говорят, что она не спит ночью» Тогда сказал посланник Аллаха: «Не спит ночью? Совершайте такие дела, на которые способны, поистине, Аллаху это не надоест, пока не надоест вам самим»».

4. Передается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если один из вас встал ночью, но затем почувствовал, что Коран стал для него малопонятным (то есть, из-за усталости и т.п.) так, что не понимает, что читает, то пусть ложится спать».

 

Глава 8. У чрезмерной строгости в поклонении несколько видов.

1. Либо совершение деяний, не узаконенных шариатом.

2. Либо когда человек берет на себя сверх того, что способен выполнить.

3. Либо чрезмерная строгость, из-за которой человек предпочитает менее важные дела над более важными деяниями. Как, например чрезмерность в совершении желательных деяний приводит его к оставлению каких-либо обязательных дел. Некоторые сказали: «Есть оправдание у того, кого отвлекло обязательное деяние от желательного, а тот, кого отвлекло желательное деяние от обязательного, обольстился».

4. Либо если он говорит на разрешенное в шариате, что оно желательное или обязательное.

5. Либо поднимает желательное дело до уровня обязательного.

6. Либо утверждает, что разрешенное шариатом дело является нежелательным или запретным.

7. То же самое, если о нежелательном деле говорит, что оно запретно.

Сказал шейх уль-ислам ибн Теймия в «Иктида сырат аль-мустаким» (103 стр./изд-во «Дар уль-фикр»): «Чрезмерная строгость бывает иногда в том, что человек превращает разрешенное дело в обязательное или желательное деяние в поклонении. Или иногда в том, что он превращает разрешенное дело в нежелательное или запретное деяние в бытовых вопросах». (Перевод по смыслу).

 

Глава 9. Поэтому, является обязательным для людей придерживаться шариата Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах: «Придерживайся того, что внушено тебе в откровении. Воистину, ты – на прямом пути. Это – напоминание о тебе или твоем народе (или для тебя и твоего народа), и вы будете спрошены» (аз-Зухруф:43-44).

Придерживаться шариата Всевышнего Аллаха является настоящим благом, праведностью и исправлением (то есть, индивидуума или общества и т.п.). Всевышний Аллах никогда не даст пропасть награде того, кто будет на этом, как Он сказал: «Если кто придерживается Писания и совершает намаз, то ведь Мы не теряем вознаграждения тех, кто наводит порядок» (аль-А’раф:170).

 

Глава 10. Также является обязательным для них держаться своей религии твердо и решительно.

Сказал Всевышний Аллах: «О Яхья (Иоанн)! Крепко держи Писание» (Марьям: 12). А о Мусе Всевышний Аллах сказал: «Мы написали для него на скрижалях увещевание о всякой вещи и разъяснение всего сущего: «Держи их крепко, и вели твоему народу следовать наилучшему из этого. Я покажу вам Обитель нечестивцев»» (аль-А’раф:145). Также сказал Всевышний Аллах: «Вот Мы взяли с вас обещание и воздвигли над вами гору: «Крепко придерживайтесь того, что Мы даровали вам, и поминайте то, что содержится там, – быть может, вы устрашитесь»» (аль-Бакара:63). Или: «Вот Мы заключили с вами завет и воздвигли над вами гору: «Крепко придерживайтесь того, что Мы даровали вам, и слушайте»» (аль-Бакара:93).

Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Обязательным для вас является следование моей сунне и сунне праведных халифов, ведомых прямым путем после меня. Вцепитесь в нее  коренными  зубами и ни в коем случае не вносите нововведения, ведь, поистине, каждое нововведение – это заблуждение». Этот хадис передали имам ат-Тирмизи и другие со слов ‘Ирбада ибн Сария, и он является достоверным хадисом.

 

Глава 11. И брать на себя такие дела, которые им под силу.

Сказал Всевышний Аллах: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун:16).

Глава 12. Обязательно для них сохранять искренность перед Аллахом и следование сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

То есть, в тех делах, которыми рабы приближаются  Аллаху. Это и есть та правильность, которая была упомянута в хадисе Абу Хурейры на (стр.9).

Сказал хафиз ибн Хаджар в комментариях к этому хадису «Придерживайтесь правильности           в делах, значит без упущений и без чрезмерности. Сказали ученые языка: «Правильность – это придерживаться середины в делах».

Но, запрещается убегать от истины и шариатских доводов, аргументируя это тем, что шариат облегчен.

 

Глава 13. Нет религии лучше, чем ислам.

Сказал Всевышний Аллах: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, творя добро, и последовал за религией Ибрахима ханифа? Ведь Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным» (ан-Ниса:125).

Сказал ибн Теймия в тафсире этого аята: «Всевышний Аллах отрицает наличие религии лучше, чем эта религия, и порицает того, кто считает какую-либо религию лучше нее. Это потому, что Он использовал вопросительную частицу, используемую для порицания какого-либо явления».

 

Глава 14. Религия ислам – это все существующее благо.

Кому Всевышний Аллах желает добра, тому дает принять ислам. В некоторых хадисах приходят вопросы: «Чей ислам лучший?» и т.п. Из этого можно привести хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра о том, что один человек спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какой ислам наипрекраснейший?». ОН ответил: «Кормить бедняков, и приветствовать тех, кого знаешь, и кого не знаешь». Этот хадис передали имам Бухари (12) и Муслим (39). Имеется  виду, какие качества ислама наипрекраснейшие.

В хадисе Абу Мусы аль-Аш’ари, что посланника Аллаха (да благословит его Аллах  и приветствует) спросили: «Какой ислам наилучший?». Ответил: «Ислам того, от зла языка и рук которого обережены мусульмане». Этот хадис передали имам Бухари (11) и Муслим (42). А в хадисе ‘Абдуллаха ибн ‘Амра у имама Муслима (40): «Кто из мусульман самый наилучший?» Ответил пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, от зла языка и рук которого обережены мусульмане».

В хадисе Абу Хурейры, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иман состоит больше чем из шестидесяти ответвлений. Высшее из них – свидетельство единобожия, а минимальное – убирать неприятные вещи с дороги (препятствие и т.д.)». Этот хадис передали имам Бухари и Муслим.

Один человек спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Есть ли у ислама конец?». Ответил: «Если Всевышний захочет какой-либо семье, будь то из арабов или других благо, то направляет их к исламу». Тогда спросил этот человек: «А что затем?». Ответил пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Затем произойдут смуты подобно навесам (то есть одна за другой)». Сказал: «Нет, клянусь Аллахом, если пожелает Аллах». Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Но нет, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, затем вы станете подобно черным змеям, набрасывающимся друг на друга, и будете рубить головы друг другу». Сказал шейх Мукбиль в «ас-Сахих аль-Муснад»: «Этот хадис достоверный, и его передатчики, передатчики ас-Сахих. Имам ад-Даракутни обязал имама Бухари и Муслима привести его в своих сборниках (то есть, он подходит под условия этих двух имамов)». Его передали аль-Хумейди (1т/260 стр.),  имам аль-Баззар в «Кашф уль-Астар»        (4т/124 стр.), а также в «Муссаннаф Абдурраззак» (11т/262 стр.).

 

Глава 15. Ислам – прямая, истинная религия, в которой нет никакой кривизны.

Сказал Всевышний Аллах, повелевая Своему посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) «Скажи: «Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима, ханифа. Ведь он не был из числа многобожников»» (аль-Ан’ам:161). Также сказал Всевышний Аллах: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте (другими) путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (аль-Ан’ам:153).

Передается со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начертил линию, и сказал: «Это прямой путь Всевышнего Аллаха». Затем начертил еще линию справа и слева, и сказал: «Это другие пути, и на каждом из них есть шайтан, призывающий к нему». Затем прочел слова Всевышнего Аллаха: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте (другими) путями, поскольку они собьют вас с Его пути». Этот хадис передал имам Ахмад и аль-Хаким, и его иснад уровня хорошего.

В суре аль-Фатиха: «Веди нас прямым путем». То есть, ислам. Как пришло в хадисе Наууаса ибн Сам’ана аль-Ансари, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах привел в пример прямой путь, справа и слева от него две стены, в которых есть открытые двери. На этих дверях весит занавес (или ширма и т.п.). У двери перед этой прямой дороги есть призывающий, который говорит: «О люди, идите все вместе к прямому пути, и не увиливайте. Также есть призывающий сверху прямого пути, и если кто-то захочет открыть любую из тех дверей в стенах, говорит: «О горе тебе, не открывай! Поистине, если ты откроешь ее, то будешь проявлять упорство в ней». Прямая дорога – это ислам. Две стены – это границы, установленные Всевышним Аллахом. Двери – это запреты Аллаха. Призывающий у двери к прямой дороге – это Книга Всевышнего Аллаха. А тот призывающий, который сверху прямой дороги – это внутреннее чувство в сердце каждого мусульманина». Этот хадис передал имам Ахмад (3т./182стр.), ат-Табари и другие, и он является достоверным.

 

Глава 16. Ислам – это религия верного руководства и истины.

Сказал Всевышний Аллах: «Он – Тот, Кто отправил Своего посланника  с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (ас-Сафф:9), (ат-Тауба:33). Также сказал: «Он – Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является свидетелем» (аль-Фатх:29). Или: «Он простил грехи и исправил положение тех, которые уверовали, совершали праведные деяния и уверовали в истину, ниспосланную Мухаммаду  от их Господа. Это – за то, что неверующие последовали за ложью, а верующие последовали за истиной от их Господа. Так Аллах приводит людям их притчи» (Мухаммад:2-3).

Передается со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, то знание и прямой путь,  с которым меня послал Всевышний Аллах, подобен сильному дождю, пролитому на землю. Благородная земля впитала в себя эту воду, и на ней выросло пастбище и много растительности. Другая же земля сухая, не впитала в себя воду, но удержала ее. Затем люди получили пользу с дозволения Аллаха,по причине этой земли. Они напились сами из этой воды, и напоили скот. Третья же земля лощина (равнина на которой ничего не взрастает), она не впитала в себя воду, так чтобы на ней выросло пастбище и растительность, и не удержала воду, чтобы люди могли получить от этого пользу. Подобным же образом разняться люди. Одни люди – это те, которым принесло пользу то знание, с которым я был послан. Они понимают религию, и разъясняют ее другим. Другие же – те, которые не смогли поднять свои головы посредством этого, и не приняли тот прямой путь, с которым я был послан». Этот хадис передали имам Бухари (79) и Муслим (2282). Слово хадиса приведено в соответствии с версией имама Муслима.

Всевышний Аллах ручается за религию ислам, как Он сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы его оберегаем» (аль-Хиджр:9).

А тот, кто будет оберегать религию Аллаха тем, что будет крепко ее придерживаться, того будет оберегать Всевышний Аллах, как в этой жизни, так и в следующей, по мере того, насколько он придерживался ее. Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ибн ‘Аббасу: «О юноша! Поистине, я научу тебя словам: «Храни Аллаха (то есть, оберегай границы, установленные Аллахом), и Он сохранит тебя. Храни Аллаха, и найдешь Его перед собой». Этот хадис передал имам ат-Тирмизи (2516) и другие. Он является достоверным хадисом, из-за поддерживающих его цепочек.

Также передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих путешествий на верховом животном задремал так, что трижды наклонился в сторону. В третий раз был даже близок к тому, чтобы упасть. И каждый раз, когда он (да благословит его Аллах и приветствует) наклонялся, его подпирал Абу Катада. Тогда сказал (да благословит его Аллах и приветствует): «Да сохранит тебя Аллах так же, как ты сохранил (то есть сделал причину, а сохранил его на самом деле Аллах) Его пророка». Этот хадис передал имам Муслим. А сохранить пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приравнивается к сохранению Его религии.

 

Глава 17. Кто совершает дела в соответствии с исламом, является следующим по прямому пути.

Сказал Всевышний Аллах: «Если они обратятся в ислам, то последуют прямым путем» (аль-‘Имран:20). Или: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама» (аль-Ан’ам:125).

 

Глава 18. Кто остался доволен религией ислам так же, как ею остался доволен Всевышний Аллах для Своих рабов, тот вкусит сладость веры.

Как это пришло в хадисе со слов аль-‘Аббаса ибн ‘Абдиль Мутталиба, что он слышал как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вкусит вкус веры тот, кто останется доволен Аллахом, в качестве Господа, исламом, в качестве религии, и Мухаммадом, в качестве  посланника». Этот хадис передал имам Муслим (34). «Останется довольным» –  то есть удовлетворится им, и не будет искать что-либо помимо него. Как это пришло в хадисе со слов Анаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Трое, в ком будет это, тот почувствует сладость веры – тот, для кого Всевышний Аллах и Его посланник любимее всего, также тот, кто любит кого-либо только ради Аллаха, и тот, кто ненавидит возвращение в неверие так, как он ненавидит, чтобы его бросили в огонь». Этот хадис передали имам Бухари и Муслим.

 

Глава 19. Кто будет действовать в соответствии с исламом, то его жизнь будет прекрасной и счастливой.

Сказал Всевышний Аллах: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно,  Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (ан-Нахль:97). Также он будет отдален от заблуждения и несчастья. Сказал Всевышний Аллах: «Он сказал: «Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным»» (Та Ха: 123). Сказал ибн ‘Аббас: «Не окажется заблудшим в этой жизни, и не окажется несчастным в следующей жизни».

К тому же, на нем не будет страха за те события, которые ждут его в Вечной жизни,  и он не будет опечаленным за то, что оставит в этой жизни после себя. Сказал Всевышний Аллах: «Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут печалены» (аль-Бакара:38). Или: «Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены» (аль-Ан’ам:48).

 

Глава 20. Кто будет совершать деяния в соответствии с исламом, тот окажется преуспевшим  в обоих мирах.

Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Уже преуспел тот, кто принял ислам, был наделен минимальным уделом, и удовлетворился с дозволения Аллаха тем, что ему дано». Этот хадис передал имам Муслим (1054) со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра.

 

Глава 21. Кто принял ислам, для того Туба (Рай, как об этом сказал ибн Асир в «Нихая» или  дерево в Раю, как об этом сказали другие).

Передал имам ат-Тирмизи хадис, с достоверным иснадом, со слов Фадали ибн ‘Убейда,  что он слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Туба тому, кто был направлен к исламу, наделен минимальным уделом, и удовлетворился этим».

 

Глава 22. Чью грудь Всевышний Аллах раскрыл для ислама, тот на свету от своего Господа.

Сказал Всевышний Аллах: «Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для ислама, кто на свету от своего Господа (равен неверующему)? Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении» (аз-Зумар:22). Или: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости,  и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Хадид: 28).

А тот, кому Аллах запретит этот свет, того никто не может одарить им. Сказал Всевышний Аллах: «Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (ан-Нур:40).

Глава 23. Ислам сохраняет в неприкосновенности кровь мусульман, их честь и имущество.

Передается со слов ибн ‘Умара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах  и приветствует) сказал: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и будут совершать намаз и платить закят. Если же они сделают это, то защитят от меня свою кровьи имущество, кроме как по праву ислама (то есть, кроме тех случаев, когда этот человек совершит что-то иное, дающее возможность покушения на его кровь и имущество  по шариату), а их расчет у Аллаха». Этот хадис передали имам Бухари (25) и Муслим (22).  А со слов Абу Хурейры, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и пока не уверуют в меня, и в то, с чем я послан. Если они сделают это, то защитят от меня свою кровь и имущество, кроме как по праву. А их расчет у Аллаха». Бухари (2946) и Муслим (21). Слово хадиса принадлежит последнему. Также пришел такой же хадис со слов Джабира у имама Муслима (21).

 Глава 24. Кто остался доволен исламом, и совершал дела в соответствии с ним, тот из людей Рая.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Билялю объявить людям: «Поистине, в Рай зайдет только покорившаяся  душа (то есть, мусульманин)».Этот хадис передали имам Бухари (3062) и Муслим (111) со слов Абу Хурейры.

Также пришло со слов Абу Са’ида аль-Худри, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах  и приветствует)  сказал: «О Абу Са’ид! Кто остался доволен Аллахом в качестве Господа, исламом в качестве религии, и Мухаммадом в качестве посланника, то Рай станет обязательным для него». Абу Са’ид удивился этому сообщению, и попросил повторить, тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повторил свои слова снова, а затем сказал: «Будет и другое, посредством, которого раб поднимется на сто ступеней в Раю, а расстояние между двумя ступенями, подобно расстоянию между небом и землей». Тогда спросил Абу Са’ид: «О посланник Аллаха! И что же это такое?». Тогда он (да благословит его Аллах  и приветствует) ответил: «Джихад на пути Аллаха, джихад на пути Аллаха». Этот хадис передал имам Муслим (1884).

Глава 25. Кто желает иную религию помимо ислама, то это не будет принято от него, и он будет из тех, кто пропал и потерпел убыток.

Сказал Всевышний Аллах: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (аль-‘Имран:85). Также сказал Господь миров: «Ему принадлежат ключи небес и земли. А те, которые не веруют в знамения Аллаха, являются потерпевшими убыток» (аз-Зумар:63). Или: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»» (аз-Зумар:65). Или: «Неужели они ищут иной (религии) помимо религии Аллаха,  в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или  по принуждению, и к Нему они будут возвращены» (аль-‘Имран:83).

Сказал ибн Касир в комментариях к последнему аяту: «Всевышний Аллах порицает того, кто желает иную религию помимо религии Аллаха, тогда как именно Он послал посланников и Писания. К тому же, Он – Единственный заслуживающий поклонения, Которому: «Покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены»».

 

  Глава 26. Кто в числе тех, которые упомянуты выше, тот на самом пределе неверия, лжи                   и убытка.

 

Сказал Всевышний Аллах: «Те же, которые уверовали в ложь и не уверовали в Аллаха, непременно окажутся в убытке» (аль-‘Анкабут:52). Или: «Он сделал тщетными деяния тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха» (Мухаммад:1). Затем сказал в третьем аяте этой же суры: «Это – за то, что неверующие последовали за ложью» (Мухаммад:3). Что касается людей Писания (иудеи и христиане), Всевышний Аллах сказал: «которые   не исповедуют истинную религию» (ат-Тауба:29).

Глава 27. Подобное же положение тех, которые приняли ислам, затем совершили вероотступничество, перейдя в другую религию, или стали светскими людьми, не относящими себя ни к какой религии. Они – вероотступники, неверующие, заблудшие, потерпевшими убыток, дела которых аннулируются полностью. Если такие люди покаются, то возвращаются в ислам, в противном случае должны быть казнены (но это запрещено делать кому угодно, ведь подобные постановления выносит шариатский судья и т.п.), и они – из обитателей Огня! Просим Аллаха защиты от этого.

Сказал Всевышний Аллах: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (аль-Бакара:217). Или: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (аль-Маида:5). Или: «Кто сменил веру на неверие, тот уже сбился с прямого пути»(аль-Бакара:108).

Передается со слов ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто заменит свою религию, того убейте». Этот хадис передал имам Бухари (3017).

Также передается со слов Абу Бурды, что Му’аз приехал к Абу Мусе аль-Аш’ари в Йемен,  и тогда у него сидел человек. Он (Му’аз) спросил: «Кто это?». Ответил: «Этот человек был иудеем, и принял ислам, но затем снова обратился в иудаизм. Мы призываем его к исламу (тут Абу Бурейда сомневается, и сказал: «думаю, что он сказал два месяца»). Тогда Му’аз сказал: «Клянусь Аллахом, я не присяду, пока вы не отрубите ему голову». После чего этому иудею отрубили голову. Тогда Му’аз сказал: «Всевышний Аллах и Его посланник приказали, чтобы тот, кто поменял свою религию, был убит».  Этот хадис передал имам Ахмад (36т/343-344) с иснадом уровня достоверного. Слово этого хадиса передано в форме мурсаль (отосланный хадис), но похожий хадис передали имам Бухари (6923) и Муслим (1733).

Передается со слов ибн Мас’уда, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха запрещена, кроме как в трех случаях: прелюбодея, состоявшего в узаконенном шариатом браке, или душу    за душу, или вероотступника». Этот хадис передали имам Бухари (6878) и Муслим (1676). Его слово приведено согласно версии имама Муслима.

Глава 28. Принятие иной веры помимо ислама или оставление ислама – величайший убыток.

Всевышний Аллах сообщил нам о положении потерпевших убыток: «Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете. Скажи: «Воистину, потерпят убыток те, которые потеряют себя              и свои семьи в День воскресения. Воистину, это и есть явный убыток!»» (аз-Зумар:15-16).

Этим мы завершаем нашу статью, и просим Всевышнего Аллаха защитить нас и мусульман           от смут, явных и скрытых, а также укрепить нас в этой жизни, и в Следующей жизни, и забрать наши души на исламе и сунне.

Написал эту статью:  Джамиль ибн ‘Абду ибн Каид ас-Саляуи

Дар уль-Хадис Даммадж   7/Джумаада аль-Аууаль 1430 х.