Руслан Абу Ибрахим: Фаид фи ‘ильм иль-фараид: лекции по первой (1) части книги (теория)

faid

“аль-Фаид фи ‘ильм иль-фараид”

(1-ая часть книги – теория).

Автор книги: шейх, бывший шариатский судья Даммаджа – Абу Мухаммад ‘Абдульуаххаб ибн Са’ид аш-Шамири.

Автор серии лекций: Руслан Абу Ибрахим Татарстани.

Дата проведения уроков: 8 сафара 1436 (30.11.2015) – 10 джумад уль-уля 1436 (1.03.2015).

Место проведения уроков: Йемен, Сан’а (Дар уль-Хадис под управлением шейха ‘Али аль-Хаджаджи).

Общее количество уроков (по обеим частям книги): 71. поделено на вырезки по отдельным вопросам (236 вырезок).

О книге: сказал шейх аш-Шамири: “эта книга не просто дает общее представление о вопросах наследства в Исламе, но полноценно, от начала до конца, обучает этой науке и делению наследства на практике. Тот, кто изучит эту книгу должным образом, станет способным судить в вопросах наследства на практике”.

Примечание: при скачивании всех лекций одним файлом вы получите архив, в котором каждая аудионарезка приходит со своим полным названием. При скачивании же каждой нарезки отдельно, вы получите файл с номером, но без названия.

скачать матн книги в формате пдф (обе части)

скачать вопросы и ответы (формат ворд и пдф)

скачать листочки с подробными решениями домашних заданий (формат ворд и пдф)

скачать все лекции одним файлом (1-ая часть книги – теория) – 241 мб

cкачать все лекции одним файлом (2-ая часть книги – практика) – 249 мб

 

001 Вступление к урокам по книге аль-фаид фи ‘ильм иль-фараид

002 О достоинстве изучения науки о наследстве (с. 8-10)

003 Что представляет собой наука о наследстве (с. 11-13)

004 Что входит в понятие наследство, которое остается после покойного – только имущество, или еще что-либо (с. 14-15)

005 О том, что до деления наследства, часть имущества покойного тратится на проведение его похорон (с. 15-16)

006 Как поступить, если денег покойного хватает только либо на проведение его похорон, либо на раздачу его долгов (с. 16-17)

007 На чьи средства проводятся похороны женщины – на ее собственные, мужа, или же ее родственников (с. 17-19)

008 До деления наследства, из имущества покойного раздаются долги, связанные с самим наследством (как если дом в залоге) (с. 20)

009 После раздачи долгов, связанных с самим наследственным имуществом, раздаются простые долги покойного (с. 20)

010 После раздачи долгов покойного, часть его имущества раздается, исходя из его завещания (уасыя) (с. 20-22)

011 Каким условиям должно соответствовать завещание, чтобы оно было действительным (с. 22-23)

012 Является ли обязательным оставить часть своего имущества в качестве завещания (с. 23-24)

013 В чем мудрость того, что Всевышний упомянул завещание раньше долга в Своей Книге (с. 24-25)

014 Что такое – рукн (столп) в языке и терминологии ученых, а также каковы столпы наследства (с. 26-27)

015 Что такое – шарт (условие) в языке и терминологии ученых и чем оно отличается от рукна (столп) (с. 29)

016 Первое условие наследства (с. 30-31)

017 О том, что нельзя делить наследство человека до того, как он скончается (с. 31-32)

018 Второе условие наследства (с. 32)

019 Третье условие наследства (с. 32)

020 Что такое – сабаб (причина) в языке и терминологии ученых (с. 33-34)

021 Каково количество причин наследования, относительно которых существует единогласное мнение (с. 34)

022 Является ли казна мусульман наследником (с. 34-35)

023 Является ли союзный договор причиной для получения наследства от союзника (с. 35-36)

024 Получает ли наследство от принявшего Ислам тот, кто призвал этого человека к Исламу (с. 36-37)

025 Получает ли человек наследство от брошенного ребенка, которого он когда-то подобрал и воспитал (с. 37-38)

026 Первая единогласная причина наследования – родство (с. 38-39)

027 Вторая единогласная причина наследования – акт бракосочетания (с. 39-40)

028 Получает ли разведенная женщина наследства от мужа (с. 40-41)

029 Получает ли наследство женщина, которую развел муж, находясь в предсмертной болезни, с целью лишить ее наследства (с. 41-42)

030 Третья единогласная причина – освободитель раба, а также некоторые полезные моменты о причинах наследования (с. 43-44)

031 Что такое – мани’ (запретительный фактор), его определение, виды, и чем он отличается от столпов, условий и причин (с. 45-46)

032 Два больших вида факторов, запрещающих получение наследства – единогласные и те, о которых есть разногласие (с. 46)

033 Первый фактор, запрещающий получение наследства единогласно – рабство (с. 46)

034 Каких видов бывают рабы (с. 47)

035 Получают ли наследство родственники раба, если он скончался, имея достаточную для освобождения сумму и добавку (с. 47-48)

036 Второй фактор, запрещающий получение наследства единогласно – убийство наследником наследодателя (с. 48-50)

037 Третий фактор, запрещающий получение наследства единогласно – различие в религии между наследником и наследодателем (с. 51)

038 Получает ли мусульманин наследство от неверующего, если мусульманин является освободителем этого неверующего (с. 51)

039 Получает ли неверующий наследство от мусульманина, если неверующий является освободителем этого мусульманина (с. 52)

040 Получает ли мусульманин наследство от неверующего (с. 52-54)

041 Получает ли наследство неверующий, который принял Ислам после смерти наследодателя, но до начала деления наследства (с. 54-55)

042 Рассматриваются ли разные религии неверующих как разные, или как единая религия неверия (с. 55-57)

043 Неверующие одной религии наследуют друг от друга даже если один из них живет на земле Ислама, а второй на земле неверных (с. 58)

044 Является ли вероотступничество фактором, запрещающим получение наследства (с. 58-59)

045 Что делать с наследством вероотступника (с. 59-61)

046 Если люди проживают на разных землях (земля Ислама и земля неверия) – получают ли они наследство друг от друга (с. 61)

047 Устанавливается ли наследство путем признания одного из наследников родственной связи одного из людей с наследодателем (с. 61-62)

048 Является ли процесс произведения взаимного проклятия между мужем и женой фактором, запрещающим наследство (с. 63)

049 Является ли неизвестность даты смерти человека фактором, запрещающим получение наследства (с. 63)

050 Некоторые полезные моменты относительно факторов, запрещающих получение наследства (с. 64-65)

051 Экзаменационные практические задания ко всему тому, что было пройдено ранее со вступления и до стр. 65

052 Важные правила для заучивания, способствующие правильному пониманию того, кто наследует от покойного, а кто нет (с. 66, остальное под диктовку)

053 Кто наследует от покойного из мужчин (с. 67-68)

054 Кто наследует от покойного из женщин (с. 69)

055 Экзаменационные практические задания к главе о том, кто наследует от покойного из мужчин и женщин, а кто нет (под диктовку)

056 Какие доли наследства выделены в Коране, и пути их легкого запоминания (с. 70)

057 Рассмотрение аятов Корана, которые разъясняют вопросы наследства – обобщенно и подробно (с. 71)

058 Наследование бывает двух видов – по определенным долям (фард) и без определенных долей (та’сыб) (с. 72)

059 Общее разъяснение того, кто из мужчин и женщин получает наследство от покойного по конкретно определенным долям (с. 73)

060 Какую долю наследства получает муж покойной (с. 74)

061 Какую долю наследства получает брат (или сестра) по матери (с. 75)

062 Факторы, по которым братья (и сестры) по матери отличаются от других наследников (с. 76)

063 Какую долю наследства получает отец покойного (с. 77)

064 Какую долю наследства получает дед покойного (с. 78)

065 Какую долю наследства получает жена покойного (с. 79)

066 Первая ситуация наследства матери (когда она получает шестую часть наследства) (с. 79)

067 Вторая ситуация наследства матери (когда она получает третью часть наследства) (с. 79-80)

068 Каково минимальное количество братьев и сестер, которые перекрывают мать с третьей части наследства на шестую (с. 80-81)

069 Способны ли только сестры перекрыть мать с третьей части наследства на шестую (с. 82)

070 Способны ли братья и сестры, которые перекрыты кем-либо, перекрыть мать с третьей части на шестую (с. 82-83)

071 Сколько получает мать в вопросе гаррауейн (когда у покойного (покойной) остается жена (или муж), мать и отец) (с. 83-88)

072 Какую долю наследства получает мать, которая наследует со своим ребенком от прелюбодеяния или процесса взаимного проклятия (с. 88)

073 Какую долю наследства получает бабушка покойного (с. 88)

074 Сколько бабушек получает наследство от покойного (с. 89-91)

075 Каким образом одни бабушки перекрывают других в наследстве (с. 92-93)

076 Наследует ли бабушка в том случае, если у покойного остался отец (сын этой бабушки) (с. 93-95)

077 Сколько наследства получает бабушка, которая доходит до покойного сразу по двум линиям родства (с. 96-98)

078 Легкий способ определения того, какие и сколько бабушек наследует на каждом уровне отдаленности (с. 99-101)

079 Правила о полном перекрывании (хажб уль-хирман), без которых понимание следующего материала будет затруднительным (под диктовку)

080 Первая ситуация наследства дочери (когда он получает половину наследства) (с. 102)

081 Вторая ситуация наследства дочери (когда она получает две трети наследства) (с. 102-103)

082 Доказательство того, что даже две дочери получают две трети наследства (с. 103-105)

083 Третья ситуация наследства дочери (когда она наследует со своим братом неопределенную долю) (с. 105)

084 Первая ситуация наследства внучки (когда она получает половину наследства) (с. 106)

085 Вторая ситуация наследства внучки (когда она получает две трети наследства) (с. 106-107)

086 Третья ситуация наследства внучки (когда она получает шестую часть наследства) (с. 107)

087 Четвертая ситуация наследства внучки (когда она наследует со своим родным или двоюродным братом) (с. 107)

088 Первая ситуация наследства родной сестры (когда она получает половину наследства) (с. 108)

089 Вторая ситуация наследства родной сестры (когда она получает две трети наследства) (с. 108)

090 Третья ситуация наследства родной сестры (когда она наследует неопределенную долю) (с. 109)

091 Разбор ситуаций, по которым получает наследство сестра по отцу (с. 109-111)

092 Таблица, которая облегчает визуальное запоминание ситуаций наследства дочери, внучки, родной сестры и сестры по отцу (под диктовку)

093 Что такое – каляля – каково языковое происхождение этого слова, что это слово означает в Коране (с. 112-115)

094 Что значит слово – каляля – в терминологии ученых наследства (с. 115-118)

095 Общий итог по наследникам, наследующим по долям, исходя из дороги ученых по фикху (с. 119)

096 Что такое ‘асаба в арабском языке и терминологии ученых наследства (с. 120)

097 Каких видов бывает ‘асаба (получение наследства по неопределенной доле). Кто такие – представители ‘асаба би н-нафс (с. 121)

098 Постановления ‘асаба би н-нафс, если из их представителей после покойного остался лишь один (с. 122-123)

099 Постановление ‘асаба би н-нафс, если их несколько человек, но они разных направлений (джиха) (с. 123-124)

100 Постановление ‘асаба би н-нафс, если их несколько человек, но один доходит до покойного через другого, и этот другой также жив (с. 124)

101 Постановление ‘асаба би н-нафс, если их несколько человек, но предпочтение отдается по близости к покойному (курб) (с. 125)

102 Постановление ‘асаба би н-нафс, если их несколько человек и они одинаково близки к покойному, тогда по силе (кууа) (с. 125)

103 Постановление первой представительницы ‘асаба биль-гайр – дочь, при присутствии ее родного брата (сына покойного) (с. 126)

104 Вторая представительница ‘асаба биль-гайр – внучка. Уводит ли правнук на та’сыб внучку, если она нуждается в этом (с. 126-127)

105 Третья и четвертая представительницы ‘асаба биль-гайр – родная сестра и сестра по отцу (с. 127-128)

106 Все постановления понятия ‘асаба ма’аль-гайр. Разногласие о ее обоснованности и формы ее обоснованности (с. 128-132)

107 Польза – почему в хадисе сказано – мужчина мужского пола, разве не достаточно было сказать лишь – мужчина (с. 132)

108 Какие виды освобождения раба несут за собой право на наследство по освобождению (уаля) (с. 132-134)

109 Какой довод на то, что освободитель раба наследует от своего этого раба в случае его смерти (с. 134)

110 Первый вид людей, которые наследуют по праву освобождения раба – непосредственный освободитель (с. 135)

111 Второй вид людей, которые наследуют по праву освобождению раба – родственники освободителя (т.е. его ‘асаба би н-нафс) (с. 135-136)

112 Кто такие ‘асаба би н-нафс относительно освободителя, и получает ли что-либо отец освободителя при присутствии сына (с. 136)

113 Условие получения наследства от бывшего раба. Предпочитается ли освободитель перед отдаленными родными раба, раддом и казной (с. 137)

114 От кого берется наследство – непосредственно от освобожденного (уаля мубашир), от его ответвлений и освобожденных им (инжирар) (с. 138)

115 Наследство инжирара перенимается лишь при двух условиях (с. 138-139)

116 При каких условиях наследство от освободителя матери ребенка переходит к освободителю отца ребенка (с. 139)

117 Наглядная таблица по вопросу уаля инжирар (с. 140)

118 Уаля не остается в наследство, но наследство берется по уаля (с. 141)

119 Уаля нельзя ни продать, ни подарить (с. 141)

120 Родство сильнее, чем уаля (с. 141)

121 Языковое и терминологическое значение понятия аль-хажб (перекрытие) (с. 142)

122 Два больших вида хажба (перекрытия) (с. 142-143)

123 Первый вид частичного перекрытия (хажб ун-нуксан) – переход с одного вида наследования на другой (аль-интикаль) (с. 143-144)

124 Второй вид частичного перекрытия (хажб ун-нуксан) – взаимное теснение (аль-издихам) (с. 144-145)

125 Что такое полное перекрытие (хажб уль-хирман), кого оно касается, а кого нет (с. 145)

126 Два больших, основных правила полного перекрытия (хажб уль-хирман) (с. 146-147)

127 Наглядная таблица полного перекрытия (с. 148)

128 Вопрос аль-мушаррака (или химария, или хажария, или яммия) (муж, мать или бабушка, братья по матери, родной брат) (с. 149-154)

129 Семь вопросов, в которых сыновья родных братьев или братьев по отцу отличаются от самих родных братьев и братьев по отцу (с. 154-155)

130 Экзаменационный урок ко всему пройденному ранее материалу (с. 156)