День ،Ашуроъ (Ашура)


Скачать файл (в .pdf)

(немного о достоинстве и шариатском положении этого дня, а также о нововведениях, связанных с ним)

بسم الله الرحمن الرحيم

Вся хвала только Аллаху, свидетельствую, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад раб Аллаха и Его Посланник, да похвалит Аллах его и ниспошлет ему и его семье мир и благословение, а затем:


Поистине день ашуроъ – это десятое число месяца Мухаррам. Приводится у двух имамов, Бухари и Муслима, от Аиши, родыя Ллаху ъанха, слова о том, что в день ашуроъ постились курайшиты в период невежества, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также постился (в этот день) во времена невежества, и когда он прибыл в Медину, постился (в день ашуроъ) и приказал поститься (в этот день).
Также приводится в двух достоверных сборниках от ибн Аббаса, родыя Ллаху ъанхума: «Когда прибыл Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину, он увидел иудеев постящимися в день ашуроъ, и сказал: «Что это?» Ему ответили: «Это день праведный, в этот день Аллах спас бану Исраиль от их врагов, поэтому Муса держал уразу (в тот день)», он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так у меня более прав к Мусе, нежели у вас», в связи с чем он постился (в тот день) и приказал держать уразу (в этот день другим)».


Приводится хадис у Муслима от сына Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, в котором говорится: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в день ашуроъ и велел поститься остальным, ему сказали: «О Посланник Аллаха! Поистине это день, который возвеличивают иудеи и христиане», (на что) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступит следующий год, ин шаа Ллах, мы будем поститься (также) в девятый день» (чтобы отличаться от неверующих: иудеев и христиан – примечание от переводчика). Сказал (ибн Аббас): « И не наступил следующий год, пока не был упокоен Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Там же у Муслима приводится другая версия этого хадиса от Рубайъ бинт Муъаувиз, да будет доволен ею Аллах, то, что сподвижники приучали своих малолетних детей поститься в день ашуроъ. И в другом риваяте этого хадиса, приводимого в сборнике Муслима, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Если я останусь в живых до следующего (дня ашуроъ), то непременно буду поститься и в девятый день (перпед ашуроъ)». И у Табарони (под номером 10817) приводится дополнение к этому хадису «… (я непременно буду поститься и в девятый день), боясь того, что меня минует (десятый день) день ашуроъ» («Ас-Сильсиляту с-Сахиха»: 350).
Приводит Байхаки и Тахави от ибн Аббаса то, что он сказал: «Поститесь в день ашуроъ и противоречьте иудеям, поститесь за день до него и в день, после него» (шейх Мухаммад ибн Ибрахим Мисри, да сохранит его Аллах, сказал: «Пост в десятый день месяца Мухаррам, то есть в день ашуроъ, установлен шариатом, на что указывают достоверные хадисы, а также пост в девятый день узаконен шариатом, однако, что касается того, чтобы поститься до девятого дня или после десятого дня, то нет достоверной сунны на это).


Приводится в двух достоверных сборниках (Бухари и Муслима) от ибн Аббаса, родыя Ллаху ъанхума, как он сказал: « Я не видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он соблюдал пост какого-либо дня и отдавал предпочтение ему (перед остальными днями), кроме как дню ашуроъ и этому месяцу (имеется в виду:) месяцу Рамадан».
Передается от абу Катада, да будет доволен им Аллах, то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно поста в день ашуроъ, что он стирает грехи (всего) прошлого года» (Сахих Муслима).

Сказал хафиз ибн Хаджр Аль-Аскаляни, да смилостивится над ним Аллах, в «Фатху-ль-Бари» (том: 4, стр.: 346): «У поста в день ашуроъ есть три степени:
1 – Низшая: держать уразу только в десятый день;
2 – Следующая по степени: поститься в девятый и десятый дни (что является сунной и наиболее предпочтительным);
3 – Более высшая степень: ураза в день ашуроъ, а также в девятый и одиннадцатый дни» (как уже приводились слова о том, что нет достоверного хадиса относительно дня после ашуроъ).

Итак, день ашуроъ, нет сомнений относительно шариатского установления поста в этот день и день, следующий до него, девятый день месяца Мухаррам, однако на пост в день, следующий до девятого числа, и день, который после ашуроъ, а именно одиннадцатый день, нет достоверного хадиса на уразу в эти дни.

Нововведения, связанные с этим днем
Вопрос: «Разрешено ли радоваться и наряжаться, распространять различные сладости и тому подобное в день ашуроъ?»

Был спрошен шейху ль-Ислям ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, об украшении в день ашуроъ, полном омовении, подкрашивании (волос, бороды и ногтей) хной, рукопожатиях, приготовлении круп (пищи из зерна, то есть обособить день специальными приготовлениями пищи), проявлении радости и другом, приводится ли относительно всего этого какой-либо достоверный хадис или нет? И если приводится какой-либо достоверный хадис относительно чего-либо из этого, считается ли тогда какое-либо из этих дел нововведением или нет? (Как известно празднование в день ашуроъ, проявление радости и так далее – все это пришло от противоположников рафидитов – навасыбов. Как известно, рафидиты – шииты скорбят в день ашуроъ, именно в этот день был убит Хусейн, да будет доволен им Аллах. Они, шииты, начиная с первого дня месяца Мухаррам, скорбят в эти дни траура и печали, специально погружают себя в жажду (то есть не пьют воду), так как Хусейн был убит в жаждующем состоянии (как об этом говорит хафиз бну Касир в «Аль-Бидая уа н-Нихая», т.: 8, стр.: 204), плачут, рвут на себе одежды, вплоть до самого дня ашуроъ, затем до сорокового дня (который наступает в первой половине месяца Сафр) они посещают друг друга). Удивительно, говорит хафиз ибн Касир, что все это они делают в честь Хусейна и оставляют эти действия в другие дни, в которые был убит его отец – Али, родыя Ллаху ъанхума, в то время когда он, Али, лучше Хусейна согласно всем (нам, суннитам, и им, рафидитам). Известно, что нападение на Али было совершено в день семнадцатый месяца Рамадан 40-го года по хиджре, когда он направлялся в мечеть для утренней молитвы, и в ночь на двадцатое этого месяца он, да будет доволен им Аллах, был упокоен). Есть ли также основа на то, что делают рафидиты?

На что ответил шейху ль-Ислям ибн Теймия, рахимахуЛлах: «Нет ни одного достоверного хадиса от Пророка относительно этих вещей, а также ничего не приводится от сподвижников, и никто из имамов не разрешали этого, ни четыре имама ни другие, нет ничего подобного в основополагающих книгах, ни от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни от сахабов, ни от табеинов, ни достоверного предания, ни слабого, нет ни в достоверных книгах (Бухари и Муслим), ни в книгах сунны (абу Давуда, ибн Маджах, Насаи, Тирмизи), ни в муснадах, и не было ничего известно об этом во времена трех достопочтенных столетий. (Кроме как) приводится один хадис, выдуманный, ложный: якобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто раздаст среди своей семьи что-либо в день ашуроъ, тому Аллах будет давать в течении всего оставшегося года» (Смотрите «Аль-Маудуъат», сборник о выдуманных и сфабрикованных хадисах (т.: 2, стр.: 203), ибн Джаузи, а также «Аль-Манару ль-муниф фи с-сахихи уа-д-даъиф» ибн ль-Каййима (стр.: 111-112). Конечно, раздавать милостыню лучше и предпочтительнее, нежели ничего не давать, однако это общее положение, не связанное с определенным временем (на связь какого-либо дела с каким-либо днем или месяцем и так далее необходим довод, иначе это является бидъа) также эти празднества и украшения и приготовления специально из-за дня ашуроъ являются нововведениями (как об этом говорит Мухаммад Ибрахим), а каждое бидъа есть заблуждение. Затем если в этом было бы благо, то сподвижники непременно опередили бы нас в этом, они более знающие, чем мы, и были более крепкими в религии и более нас желали и стремились к благу. 

В заключении воздаем всю хвалу Аллаху, Господу всех миров, к Одному Которому мы стремимся, и просим Аллаха вести нас прямым путем – путем Сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и укрепить нас на этом пути, дабы Он был нами доволен.

Подготовил: Рудаль абу Абду-ль-Вахид Мечеть «Фуркан» Каир Египет от 7 числа месяца Мухаррам 1436 года