Шейх Яхья ибн Али аль-Хаджури: Фетва относительно постановления совместного обучения мужчин и женщин

Скачать файл (.doc)

 

Муфтий:   Ученый  мухаддис Яхья ибн ‘Али аль-Хаджури (да сохранит его Аллах).

Перевел: Абу Йусуф Казахстани

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Спрашивающий:

Ас-саляму ‘алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Хвала Аллаху Господу миров.

Следуя Словам Всевышнего Аллаха: “Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания” (16:43) а также: “Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием” (29:43), мы обращаемся к шейху Яхье ибн ‘Али аль-Хаджури (да сохранит его Аллах) со следующим вопросом: “В наши дни во многих регионах Йемена появились учебные заведения по ликвидации неграмотности. В них получают образование молодые девушки, а большая часть преподавателей состоит из мужчин. В результате этого получается смешение двух полов. Мы, представители народа Хашид, сильно обеспокоены этим. Надеемся получить от вас разъяснение постановления этого вопроса, и да воздаст вам Аллах благом.

 

Ответ:

 

Прошу Аллаха даровать успех нам и вам и направить ко всякому благу.

Поистине, получение подобного образования, в котором происходит смешение полов, является одним из порицаемых явлений. Эта община не достигнет успеха, кроме как если будет порицать предосудительные дела, как сказал Всевышний Аллах: “Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими” (3:104). Порицание дурного – это одно из качеств верующих, как сказал Всевышний Аллах: “Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг друга. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз и выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый” (9:71).

Всевышний Аллах проклял иудеев за то, что они оставили обязанность призывать к одобряемому и запрещать предосудительное. Сказал Всевышний Аллах: “Неверующие сыны Исраиля были прокляты языком Дауда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!” (5:78-79). Также сказал Всевышний Аллах о тех, которые нарушили субботу: “Когда они забыли том, что им напоминали, Мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния, и подвергли ужасным мучениям беззаконников за то, что они поступали нечестиво. Когда они ослушались того, что им было запрещено, Мы сказали им: “Будьте обезьянами презренными”” (7:165-166).

Поэтому порицание подобного образования является обязательным, потому что при его получении происходит смешение мужского и женского полов, не являющихся родственниками[1] друг другу. Сказал Всевышний Аллах: “Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите их через завесу” (33:53). Это обращение объемлет всех верующих людей.

Также передается от Посланника Аллахаr, что он сказал: “Не входите к женщинам”. Тогда один человек из ансаров сказал: “О, Посланник Аллаха, что ты скажешь на счет хаму[2]?” На что Посланник Аллаха r сказал: “Хаму-гибель”.[3] Хаму является родственником мужа, но несмотря на это о нем было сказано такое, а что тогда говорить о других?!

Из порицаемых явлений и результатов смешения полов:

Взгляд мужчин и женщин друг на друга, а наш Господь говорит: “Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…” (24:30-31).

Передается, что Джабир спросил пророка r о непреднамеренном взгляде, на что посланник Аллаха rответил: “Отведи свой взгляд”. [4] Также Посланник Аллаха r сказал: “Отдавайте дороге ее право”. На что сподвижники спросили: “А каковы ее права?”. Тогда посланник ответил: “Отведение взглядов[5],удержание от причинения вреда, отвечать на салям, призывать к одобряемому и запрещать предосудительное”.[6]

Передается, что пророк r сказал: “Кто будет смотреть в дом людей, без  их разрешения, тот дает им право выколоть ему его глаза”.[7]

Передается, что Посланник Аллахаr сказал: “Поистине, просьба о разрешении[8] нужна по причине взгляда”.[9]

Разрешен лишь взгляд на постороннюю женщину при сватовстве,   так как это пришло в хадисе от Абу Хурейры: “Я находился с пророком когда к нему пришел человек и сообщил о том, что он женился на девушке из ансар. Тогда Посланник Аллахаrсказал ему: “Посмотрел ли ты на нее?” – тот ответил, что нет. Тогда пророк rсказал: “Иди и посмотри на нее…”[10]. Также достоверно установлено, что пророкr сказал: “Если один из вас будет свататься к женщине, и сможет при этом посмотреть на те ее места, которые подтолкнут его к женитьбе на ней, то пусть сделает это”.[11]

В этих двух хадисах указание на то, что взгляд на постороннюю женщину узаконен в шариате только лишь с намерением жениться на ней. Те же, кто учится в учебных заведениях, в которых происходит смешение полов, услаждают свои взоры тем, что запретил Всевышний Аллах, и нет у них на эти действия оправдания в шариате.

Из порицаемых явлений и результатов смешения полов в учебных заведениях и т.п.:

То, что это уподобление иудеям, ведь именно смута женщин, стала их первой смутой. Как пришло от Посланника Аллах r: “Остерегайтесь ближней жизни и остерегайтесь женщин, поистине первой смутой (фитной) сынов Исраиля были женщины”.[12] А ведь со слов Ибн ‘Умара достоверно установлены слова пророка r, который сказал: “Тот, кто уподобляется какой-либо общине, тот из них”.

К тому же, в подобных учебных заведениях может происходить пожимание рук посторонних девушек, что также является запретным.[13]  Как пришло в достоверном хадисе от пророкаr: “Если бы голову одного из вас пронзили железной иглой, это было бы для него лучше, чем прикосновение к посторонней женщине, не дозволенной ему”.[14] Также до нас дошли слова ‘Айшы, которая сказала: ” Рука пророка никогда не касалась руки посторонней женщины, а присягу от них он принимал словесно”.[15]

Смешение полов является причиной порочности сердца. Сказал Всевышний Аллах: “Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших и их сердец.” (33:53). А если сердце станет порочным, порочным станет и все тело, как это пришло в словах пророкаr: “Поистине, в теле есть кусок плоти, который если будет в порядке, то в порядке будет и все тело, а если  испортится, то испортится и все тело. Этим куском плоти является сердце”.[16]

Смешение полов приводит к потере стыдливости и застенчивости. Во времена пророка r женщины были на высшем уровне стыдливости          и застенчивости. Более того, сам пророкr был застенчивее девственной девушки, как об этом пришло в хадисе.[17][18]

А если потеряется скромность, то потеряется иман (вера). Сказал Посланник Аллахаr: “Стыдливость – спутник имана. Если уйдет один, то уйдет и другой”[19]

Смешение полов уменьшает ревность. Как пришло в достоверном хадисе от Мугиры ибн Шу’бы, что Са’д ибн ‘Убада сказал: “Если бы я увидел мужчину с моей женой, то ударил бы его мечом, причем острием,   а не рукояткой”. Когда это дошло до Посланника Аллаха r, он сказал:     “Вы удивляетесь ревности Са’да?! Клянусь Аллахом, я более ревнив, чем он,  а Аллах более ревнив, чем я”. Также Посланник Аллахаrсказал: “О, умма Мухаммада, никто не проявляет большей ревности, чем Всевышний Аллах, когда кто-либо из его рабов или рабынь совершает прелюбодеяние”.[20]

Смешение полов приводит к прелюбодеянию. Сказал Посланник Аллахаr: “Прелюбодеяние глаз – взор, прелюбодеяние языка – разговор, душа желает,  а половой орган подтверждает или отвергает”[21].

Если же распространится прелюбодеяние, то эта община встретит множество бед. Сказал Посланник Аллахаr: “О, Мухаджиры! Вы можете быть испытаны пятью вещами. Я же  прибегаю к Аллаху от того, чтобы вы застали это: Если в обществе появится разврат и будет совершаться открыто, то распространится среди них чума и страдания, которые не постигали их предшественников. Если будут обманывать в мере и весах, то пребудут годами в бедах, нужде, и несправедливости правителей по отношении к ним. Если люди перестанут выдавать закят, то дождь перестанет проливаться на них, и если бы не животные, дождя не было бы вообще. Если люди будут нарушать договор с Аллахом и Его Посланником[22], Аллах предоставит над ними власть врагу не из них так, что эти враги будут отбирать у них часть их имущества. А если имамы не будут следовать Книге Аллаха и судить по ней, то Всевышний посеет между ними рознь”.[23]

Также необходимо отметить то, что если человек доволен тем, что его сын, дочь или тот, кто находится на его попечении, смешивается с представителями противоположного пола, тот предает их. Говорит Всевышний Аллах: “О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни” (66:6). А Посланник Аллахаr сказал: “Если любой из рабов Аллаха, управляющий какой-либо паствой, не будет делать ей наставлений, то не почувствует запах Рая”[24].

Хвала Аллаху, вышеприведенные доводы указывают на то, что мусульманину запрещено позволять своим детям, или тем, кто находится под его ответственностью, обучаться в подобных учебных заведениях, при этом нет разницы, являются его подопечные молодыми или взрослыми. Ведь это является воспитанием их нечестию и распространением убеждений неверующих, которые жертвуют своим имуществом и силами для того, чтобы отдалить мусульман от их истинной религии. Сказал Всевышний Аллах: “Неверующие из людей Писания и многобожников не хотят, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа. Аллах же выделяет Своей милостью того,  кого пожелает. Аллах обладает великой милостью” (2:105). Или: “Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны” (4:89). Или: “Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии” (2:120). Многие же мусульмане, да наставит их Аллах на истину, следуют за неверующими так усердно, что даже если те залезут в нору ящерицы, мусульмане залезут в нее, как сообщил об этом Посланник Аллахаr[25].

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он направил правителей мусульман на устранение порицаемых явления, в том числе и этого. Также просим      у Него того, чтобы Он отдалил от нашей страны и других стран Ислама все смуты, ведь  поистине, Он способен на всякую вещь. Достаточно нам Аллаха и Он лучший покровитель.

Написал Яхья ибн ‘Али аль-Хаджури.                     10/ша’бан/1423 г.

 

[1] Не просто родственниками, а не являются родственниками, запретными друг другу, как например: отец, брат-сестра, молочный брат-молочная сестра, сын-дочь и т.п. А что касается двоюродных братьев и двоюродных сестер, то они не являются запретными друг другу.

[2] Хаму – брат мужа.

[3] От ‘Укбы ибн ‘Амира в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”.

[4] “Сахих Муслим”.

[5] От запретного.

[6] От Абу Са’ида аль-Худри в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”.

[7] От Абу Хурейры в “Сахих аль Бухари” и “Сахих Муслим”.

[8] Например, перед входом в чей-либо дом и т.п.

[9] От Сахля ибн Са’да в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”.

[10] От Абу Хурейры в “Сахих Муслим”.

[11] От Джабира ибн ‘Абдилляха в “Муснаде” имама Ахмада.

[12] От Абу Са’ида аль-Худри в “Сахих Муслим”.

[13] Более того, это происходит непременно. Но, все это малость в сравнении с тем,               что в действительности происходит в этих учебных заведениях, что гораздо более тяжко нежели простое рукопожатие. Я имею в виду в наших республиках,                    а не Йемен.

[14] От Ма’киля ибн Ясара у имама ат-Табарани и др.

[15] В “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”.

[16] От Ну’мана ибн Башира в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”.

[17] Из этого хадиса мы понимаем, что женщины времен пророка были застенчивыми            и стеснительными. Это потому что в хадисе указывается на то, что пророк r был настолько стеснительным, что сподвижник даже провел аналогию его скромности с застенчивостью девственной девушки. Что же касается наших республик,                  то встретить подобную  застенчивость у девушек сегодня крайне сложно! Не будет преувеличением, если сказать, что женщины этих стран менее застенчивы, чем мужчины.

[18] От Абу Са’ида аль-Худри в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”.

[19] От Ибн ‘Умара у аль-Хакима в “Мустадраке” с достоверным иснадом.

[20] От ‘Айшы в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”.

[21] От Абу Хурайры в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”.

[22] Отказ следования за Кораном и Сунной.

[23] От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра в “Муснаде” имама Ахмада и др. Хадис достоверный.

[24] От Ма’киля ибн Ясара в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”. Здесь также можно было привести хадис от ибн ‘Умара в “Сахих Муслим”: “У каждого из вас есть паства и каждый ответсвенен за нее…”. (прим. переводчика).

[25] От Абу Са’ида аль-Худри в “Сахих аль-Бухари” и “Сахих Муслим”. Сказал посланник Аллаха  r: “Вы непременно последуете за теми, кто предшествовал вам пядь за пядью, локоть за локтем.Даже если они залезут в нору ящерицы, вы последуете за ними”. Мы спросили: “Иудеи и христиане, о посланник Аллаха?”. На что он  сказал: “А кто же еще?!”. В других же риваятах приходит – “Персы и римляне, о посланник Аллаха?”. На что он  сказал: “А кто же еще?!”.